Не существует ни одной организации, которая не имела бы внешнего окружения и не находилась бы с ним в состоянии постоянного взаимодействия. Любая организация нуждается в регулярном получении из внешней среды исходных продуктов для обеспечения своей жизнедеятельности. При этом каждая организация должна отдавать что-то во внешнюю среду в качестве компенсации за её существование. Тепловые сети нуждаются в клиентах, которые в свою очередь нуждаются в тепле. Здесь полная зависимость друг от друга. Внешнее окружение организации можно представить в виде двух сфер.
Первая сфера – это общее внешнее окружение, которое формируется под влиянием политических, правовых, социально-культурных, экономических, технологических, национальных и международных процессов. Это внешнее окружение отражает состояние общества, его экономики, природной среды и не связано непосредственно с конкретной организацией.
Вторая сфера – это непосредственное деловое окружение организации, которое создают покупатели, поставщики, конкуренты, деловые партнеры, регулирующие службы, деловые объединения и ассоциации, профсоюзы. Эти субъекты окружения непосредственно воздействуют на деятельность организации, но и организация влияет на них. Одной из сложных задач, стоящих перед организацией, является снижение неопределенности положения организации в окружении. Это достигается путем развития её адаптивности к внешней среде и установления широких связей с окружением.
На организацию влияют так же жизненные ценности и традиции. Неэтичными считаются, например, взятки, распространение порочащих конкурента слухов, определение на работу по знакомству.
Управление предприятием осуществляется директором при обеспечении всех форм социального партнёрства. Сформирован аппарат управления производством. В паспорте предприятия определены его цели, задачи, основные функции.
Метод управления – авторитарно-демократический.
В целях реализации основных принципов и форм социального партнёрства на предприятии образована профсоюзная организация и избран профсоюзный комитет. В мае 2002 года подписан коллективный договор, за выполнением условий которого осуществляется соответствующий контроль.
Результаты проверок выполнения коллективного договора обсуждаются профкомом и администрацией предприятия, которые принимают совместные решения по устранению отмеченных нарушений и дальнейшему развитию трудовых отношений.
Трудовой коллектив состоит из 356 работников, в т.ч.:
а) руководители 19 раб.;
б) специалисты - 25 раб.;
в) технические исполнители - 2 раб.;
г) рабочие - 309.
Из них 55 - женщин, 301 - мужчин.
Средний возраст работника - 40 лет.
Уровень профессиональной подготовленности определяется специальной подготовкой и стажем практической работы.
24 раб. имеют высшее образование.
67 раб. имеют среднее специальное образование.
54 раб. имеют начальное профессиональное образование.
14 раб. имеют стаж работы в Ишимских тепловых сетях более 20 лет, а 9 раб. - более 15 лет.
Стаж остальных работников колеблется от 1 месяца до 15 лет.
Профессиональные данные повышаются посредством индивидуального повышения квалификации (в учебных заведениях (5 раб.) на курсах повышения квалификации, совещаниях, семинарах (30 чел.) и сети всеобуча (экон., бух., юр и произв.) (руководители, специалисты, рабочие - по программе).
Проведена аттестация руководителей, специалистов и технических исполнителей, проводится тарификация рабочих и аттестация рабочих мест. Определены основные направления современной кадровой политики, сформирован резерв кадров.
Проводится анализ текучести кадров, заболеваемости работников. Принимаются меры по укреплению трудовой дисциплины. Сформирован современный механизм стимулирования труда, позволяющий целенаправленно реализовывать кадровую политику.
Текучесть кадров практически отсутствует, уходят только пенсионеры. В 2005 году в связи с переходом на автоматизированное оборудование были вынуждены сократить персонал.
Организация управления производством осуществляется руководством предприятия (директор, гл. инженер) в соответствии с распределением обязанностей. Кроме этого ежедневно проводятся планёрные совещания с руководителями производственных структурных подразделений, на которых рассматриваются вопросы, связанные с производством и даются обязательные к исполнению указания.
При директоре создан совещательный орган - Совет по социально-экономическим и трудовым вопросам, на заседаниях которых также рассматриваются вопросы производства и вырабатываются предложения по его улучшению и развитию.
Концентрация усилий руководящего состава и соответствующих органов предприятия обеспечивает чёткую организацию управления производством и его бесперебойное функционирование.
Особенностью производственного коллектива является то, что он создает не только материальные и духовные блага, но и приобщается к социальной и культурной жизни. Для него характерен ряд признаков, важнейшим из которых является единство целей. Первостепенная цель – выполнение производственного задания. По мере того как в коллективе начинают складываться отношения (инициатива, дисциплина), возникают другие цели. Все эти цели вытекают из общественных интересов. Таким образом, создаётся единая воля коллектива, с нарушением которой возникают конфликтные ситуации, как их следствие, деформация и распад коллектива. Трудовому коллективу свойственны черты демократизма, благодаря которому активизируются потенциальные возможности каждой личности, а следовательно, и всех работников. Так рождается коллективное решение.
Руководитель этой организации разбирается в факторах, под воздействием которых складываются отношения работника к труду: традициях, профессиональной гордости, перспективе роста, привлекательности труда… Одни и те же условия труда оказывают различное влияние на работников, поэтому важно видоизменять их, вызывать внутреннюю заинтересованность в трудовой деятельности. Руководитель постоянно занимается профессиональным отбором и обучением кадров, уделяет большое внимание соответствию психологических качеств предстоящей роаботе.
Используя в управлении психологические методы, необходимо помнить, что их следует применять только в комплексе с организационными, экономическими и социальными методами, что дает доьиться оптимальной работы системы управления.
Отношения в организации между работниками складываются дружескими, оказывается взаимопомощь сотрудниками на разных уровнях управления. В отдельных случаях работающие в силу своего различия по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Это и является основным источником конфликтов. Менеджер обычно находиться в центре всех конфликтов и разрешает их всеми доступными ему средствами.