Просьба кредиторов об учреждении администрации по торговым делам подавалась биржевому комитету, который избирал комиссию из шести почетнейших торгующих на данной бирже купцов, в числе которых не должно было быть ни одного кредитора должника. Данная комиссия обсуждала и решала вопрос о том, следует ли по делам должника учредить администрацию или, напротив, объявить его несостоятельным. Решение комиссии объявлялось биржевому комитету, который в свою очередь сообщал о нем коммерческому суду.
В коммерческом суде решение комиссии и биржевого комитета об учреждении администрации не обсуждалось по существу, суд лишь проверял соблюдение условий введения администрации по торговым делам.
По определению суда об учреждении администрации осуществлялась публикация сведений об этом и созывалось собрание кредиторов должника. Главная задача собрания кредиторов состояла в выборе администраторов для управления делами должника и в составлении акта о полномочиях администрации, который представлялся суду для сведения.
По мнению Г.Ф. Шершеневича, администрация с точки зрения своей юридической природы ближе всего подходила к институту опеки, так как "должник остается субъектом всех тех прав, которые в совокупности составляют принятое в администрацию имущество; администраторы не имеют права отчуждать или закладывать вверенное их управлению предприятие".[6]
Круг прав и обязанностей администрации по торговым делам был предопределен тем, что:
к ней переходило управление делами должника,
собрание кредиторов утверждало акт о полномочиях администрации.
Заменяя должника, администрация была обязана выполнить за него все обязательства по сделкам, заключенным должником до учреждения администрации. С момента учреждения администрации кредиторы, как согласившиеся на ее введение, так и не согласившиеся, не могли получить удовлетворение своих требований иначе, как через администрацию.
Административное управление распространялось на все имущество должника, не только на торговое.
Администраторы действовали в пределах акта, определяющего объем их законных полномочий. При необходимости совершения действий, не предусмотренных указанным актом, администраторы должны были созвать собрание кредиторов и испросить у собрания разрешение на то или иное действие.
Каждый из кредиторов, считающий свои права нарушенными со стороны администраторов, имел право предъявлять иски к администрации.
По общему правилу деятельность администрации по торговым делам прекращалась достижением поставленной цели, а именно восстановлением платежеспособности должника, что позволяло рассчитаться со всеми его кредиторами и продолжить деятельность торгового (коммерческого) предприятия.
Если же цель администрации оказывалась недостижимой, то должник объявлялся судом несостоятельным и в отношении него открывалось конкурсное производство, вводимое или по единогласному постановлению избранных администраторов, или по требованию кредиторов, представляющих 2/3 от общей суммы задолженности.
Действующий в настоящее время Закон Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве)" (далее – Закон) представляет арбитражного управляющего в нескольких ролях –
◊ временного управляющего,
◊ административного управляющего,
◊ внешнего управляющего,
◊ конкурсного управляющего,
и определяет его как
гражданина Российской Федерации,
утверждаемого арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных законом полномочий,
являющегося членом одной из саморегулируемых организаций (статья 2 Закона).[7]
При этом арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения:
наблюдения (в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов) – временный управляющий,
финансового оздоровления (в целях восстановления платежеспособности должника и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности) – административный управляющий,
внешнего управления и осуществления иных установленных законом полномочий (в целях восстановления платежеспособности должника с прекращением полномочий руководителя, органов управления должника, собственника имущества должника) – внешний управляющий,
конкурсного производства и осуществления иных установленных законом полномочий (применяется к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов) – конкурсный управляющий.
В соответствии со статьей 20 Закона арбитражный управляющий должен отвечать следующим требованиям:
¨ имеет гражданство Российской Федерации,
¨ зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя,
¨ имеет высшее образование,
¨ имеет стаж руководящей работы не менее 2 лет в совокупности,
¨ сдал теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих,
¨ прошел стажировку сроком не менее 6 месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего,
¨ не имеет судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления,
¨ является членом одной из саморегулируемых организаций,
¨ не является заинтересованным лицом по отношению к должнику, кредиторам (при утверждении арбитражным судом для проведения определенных процедур банкротства),
¨ в отношении него не введена процедура банкротства,
¨ не имеет невозмещенных убытков, причиненных должнику, кредиторам, третьим лицам при исполнении обязанностей арбитражного управляющего,
¨ не дисквалифицирован, не лишен в установленном законом порядке права занимать руководящие должности и/или осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами, входить в совет директоров (наблюдательный совет) и/или управлять делами и/или имуществом других лиц,
¨ имеет заключенный в соответствии с требованиями закона договор страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве (заключен на срок не менее 1 года, страховая сумма не менее 3 000 000 рублей в год; в течение 10 дней с даты утверждения арбитражным судом арбитражный управляющий дополнительно страхует свою ответственность в размере, зависящем от балансовой стоимости активов должника).
Конкурсный кредитор или уполномоченный орган (собрание кредиторов) к кандидатуре арбитражного управляющего вправе предусмотреть также следующие требования (статья 23 Закона):
наличие у кандидата высшего юридического, экономического образования или образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника;
наличие у кандидата определенного стажа работы на должностях руководителей организаций в соответствующей отрасли экономики;