Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом, а ней организации. При этом и внутренняя среда и внешнее окружение изучаются стратегическим управлением, а первую очередь, для того чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.
Анализ внешней среды.
Внешняя среда в стратегическом управлении рассматривается как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем: макроокружения и непосредственного окружения.
Макроокружение создает общие условия среды нахождения организации. В большинстве случаев макроокружение не носит специфического характера по отношению отдельно взятой организации. Однако степень влияния состояния макроокружения на различные организации различна.
Изучение экономической компоненты макроокружения позволяет понять то, как формируется, и распределяются ресурсы. Он предполагает анализ такие характеристик, как величина ВНП, теп инфляции, уровень безработицы, процентная ставка производительность труда, нормы налогообложения, платежный баланс, норма накопления и т.д. При изучении экономической компоненты важно обращать внимание на такие факты, как общий уровень экономического развития, добываемые природные ресурсы, климат, тип и уровень развитости конкурентных отношений, структура населения, уровень образованности рабочей силы и величина зарплаты.
Политическая составляющая макроокружения должна изучаться в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намеренно проводить в жизнь свою политику. Изучение политической компоненты должно концентрироваться на выяснении того, какие группы лоббирования существуют, а органах государственной власти, какое отношение у правительства существует по отношению к различным отраслям экономики и регионам страны, какие изменения в законодательстве и правовом регулировании возможны в результате принятия новых законов, норм регулирующие экономические процессы.
Изучение социальной компоненты макроокружения направленно на то, чтобы уяснить влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов как отношение людей к работе и к качеству жизни, как существующие в обществе обычаи, как разделяемые людьми ценности, как демографические структуры общества, рост населения, уровень образования, мобильность людей и т.д. Значение социальной компоненты очень важна, так как она является всепроницающей, влияющей как на другие компоненты макроокружения, так и на внутреннею среду организации.
Анализ технологической, компоненты позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции.
Прогресс науки и техники несет в себе огромные возможности и не менее огромные угрозы для фирм. Многие организации не в состоянии увидеть открывающиеся новые возможности для осуществления конкретных изменений преимущественно создаются за пределами отрасли, которой они функционируют. Опоздав с модернизацией, они теряют свою долю рынка, что может привести к крайне негативным последствиям.
Изучение непосредственного окружения организации направленно на анализ состояний тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что организация может оказывать существенное на характер и содержание этого взаимодействия, тем самым она может активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении появления угроз ее дальнейшему существованию.
Анализ покупателей, как компонент непосредственного окружения организации в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемой организацией. Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт будет наилучше приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, а какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, что ожидает продукт в будущем и многое другое.
Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами и т.д., от которых зависит эффективность работы организации, себестоимость и качество производимой продукции.
Изучение конкурентов, то есть тех, с кем организации приходится бороться за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особое и очень важное место в стратегическом управлении. Данные исследования направлены на то, чтобы изучить сильные и слабые стороны конкурентов и на базе этого стоить свою стратегию конкурентной борьбы.
Конкурентная среда формируется не только внутриотраслевыми конкурентами, производящими аналогичную продукцию и реализующие на одном и том же рынке. Субъектами конкурентной среды являются также и те фирмы, которые могут войти на рынок, а также те фирмы, которые производят заменяющий продукт.
Анализ рынка рабочей силы направлен на то, чтобы выявить его потенциальные возможности в обеспечении организации необходимыми кадрами. Организация должна изучать рынок рабочей силы как с точки зрения наличия на нем кадров необходимой специальности и квалификации, необходимого уровня, возраста, пола и т.д., так и с точки зрения стоимости рабочей силы.
Анализ внутренней среды организации.
Внутренняя среда организации – это часть общей среды которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и непосредственное воздействие на функционирование организации. Внешняя среда имеет несколько срезов каждая, из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы как: взаимодействие менеджеров и служащих, наем, обучение и продвижение кадров, оценка результатов труда и стимулирование. Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуры; норму, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения. В производственный срез входит изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок. Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связанны с реализацией продукции. Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использование и движения денежных средств в организации.