Анализ – синтез как суть, содержание и форма человеческого мышления комплексно изучается во множественном измерении и многими науками. Но анализ экономики, анализ хозяйственной деятельности предприятия и конечных результатов – область исключительно экономического анализа.
Формирование рыночной экономики обуславливает в первую очередь на микроуровне – на уровне отдельных предприятий, их структурных внутренних подразделений и внешних окружения, поскольку эти низовые звенья составляют основу рыночной экономики. В условиях рыночной экономики, экономический анализ и исследования приобретают весьма важное значение при разработке управленческих решений. В этих условиях экономический анализ и исследования становятся важной функцией менеджмента. Экономический анализ базируется на системе экономической информации, которая лежит в основе оптимальных управленческих решений. Экономическая информация крайне не однородна, она отличается сложностью, к тому же отчетливо проявляется тенденция ее дальнейшего усложнения. Экономический анализ, выступая основным потребителем экономической информации, используется в процессе ретроспективного, текущего и перспективного анализа, скорее чем, какая либо другая специальная наука, выявит достоинства и недостатки действующей системы информации. Доброкачественность анализа и достоверность аналитических выводов будут зависеть, прежде всего, от качества отчетных материалов.
На примере ОАО "Кайнар" основной деятельностью, которого является производство стартерных батарей можно убедится, что экономический анализ и исследования повышают действенность и эффективность принимаемых управленческих решений. С осуществлением проекта обновится устаревший парк технологического оборудования на прогрессивное оборудование и технологии ведущих фирм мира в данной отрасли, что обеспечит выпуск импортозамещающей и конкурентоспособной продукции. Будет обеспечиваться снижение выбросов вредных веществ в атмосферу и улучшается экологическая обстановка в соответствии с современными требованиями. Освоение новых видов аккумуляторов позволит привлечь потребителей в сфере телекоммуникационных систем и железнодорожного транспорта в пределах всей республики и стран СНГ. По СНГ потребность в тяговых и стационарных батареях осуществляется поставками из Болгарии, Германии, Испании, Турции и России. Выпуск данных типов батарей дает возможность освоить рынок сбыта всего пространства СНГ. Проведенные исследования позволили предприятию не только выявить слабые стороны, но и разработать проект основной целью которого является реконструкция и модернизация аккумуляторов. Данный проект позволит заменить морально устаревшую технику на новую высокопроизводительную оборудование, что в свою очередь приведет к улучшению качества продукции. На основе проведенного исследования руководство ОАО "Кайнар" приняло ряд управленческих решений, которые были обоснованными и подкрепленными адекватными данными. Кроме того, проведенное исследование и анализ будет способствовать выявлению новых партнеров и улучшению сбыта, что, безусловно, положительным образом отразится на конечных результатах предприятия.