- в Европе - макроподход: организация рассматривается как часть общества в целом (проблемы бюрократии, классовые конфликты, отчуждение человека и др.)
- в США - микроподход: в основе организации - единичные акты взаимодействия, акты труда - трудовые операции.
В середине XIX в. в США вышла книга Чарльза Баббаджа “Экономика машин и производства”, в которой доказывается, что основой управления является анализ видов работ. Тогда все общество можно рассматривать как большое предприятие. Исследователями стали сами управляющие, практики, а это придает такому подходу прагматический характер.
С точки зрения учения Ф.Тейлора организация - сумма операций. Она результат действий управляющих, которые ее сконструировали и управляют, в том числе, с помощью науки.
В организации происходит отделение планирования труда от его исполнения. В результате возникают две социальные группы: управляющие (главные в организации) и исполнители (не влияющие на управление).
При других подходах организация такова, каково общество. Движущие силы - конфликт (в обществе теорию конфликта сформулировали К.Маркс, Р.Дарендорф, М.Вебер), или конценсус (теория стратификации Р.Мертона и Т.Парсонса).
Теории организации развивались в рамках школ и подходов к управлению - одномерных и синтетических. Различают теории организации универсальные (существует единственный способ построения рациональной организации) и ситуационные (организация изменяется в изменяющихся ситуациях, при изменении технологии и внешней среды). Более жизнеспособны ситуационные теории.
Основоположником классической теории организации, конкретно, научного управления считается Фредерик Уинслоу Тейлор. Американский инженер, руководитель крупных предприятий, Президент Американского общества инженеров-механиков. Надгробная надпись гласит: отец научного менеджмента.
В основе теории Ф.Тейлора:
- вместо волевых решений научно обосновывать каждый элемент работы (наилучший путь выполнения задания, стандартное время его выполнения, хронометраж и нормирование);
- с помощью определенных критериев отбирать, а затем обучать, образовывать и развивать рабочую силу;
- тесно сотрудничать с людьми, обеспечивая при этом выполнение работы в соответствии с разработанными наукой принципами;
- обеспечивать обоснованное разделение труда и ответственности между руководителем и работниками;
- функциональное руководство группой (4 мастера в плановом отделе + 4 мастера в цехе);
- премиальная система заработной платы (за урок и выполнение задания).
Американский исследователь и руководитель крупных компаний. В 23 года возглавил отделение лингвистики Университета штата Небраска, затем занимался банковскими операциями и торговлей недвижимостью. В 1912 году вышла книга “Двенадцать принципов производительности” и он начал профессиональную деятельность по профессиональному консультированию.
Следуя выводам Ф.Тейлора о том, что организации могут разделяться на функциональные и военные (созидания и разрушения), Эмерсон обратил внимание на необходимость их эффективности.
Подсчитано, что в среднем на каждого взрослого человека работает по 22 механических раба, содержание которых обходится в 400 раз дешевле среднего заработка человека. Но машине необходим минимальный уход, обслуживание и от нее нельзя требовать большего чем она может. Это создает предпосылки для того, чтобы освободить человека от рабства и сделать его высокооплачиваемым сознательным творцом и организатором. Принципы эффективности организации следующие:
- точно поставленные идеалы или цели (пример: при строительстве железной дороги С.-Петербург - Москва Николай-I провел траекторию на карте по линейке, это обошлось в 337 тыс. долл. за милю; в Финляндии строительство такой же дороги при проектировании специалистами обошлось в 23 тыс. долл. за милю);
- эдравый смысл (Дарвин отмечает, что материнский инстинкт всегда заставляет матерей преувеличивать ценность своих детенышей, тем самым увеличиваются шансы этих детенышей на то, чтобы выжить);
- компетентная консультация;
- дисциплина (фабула всех детективов, триллеров связана с нарушением действующих правил, дисциплины);
- справедливое отношение к персоналу (необходим отбор, зарплата, оценка и т.п.);
- быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет;
- диспетчирование;
- нормы и расписания;
- нормализация условий;
- нормирование операций;
- писаные стандартные инструкции (2-х летняя собака умнее 5-ти летнего ребенка, инструкции и поведение диспетчера и пилота);
- вознаграждение за производительность.
Научная организация и производительность труда обеспечиваются научной организацией управления, рациональной организацией.
Французский инженер, после окончания горной школы поступил на металлургическое предприятие и впоследствии стал его генеральным директором. Идея распространения учения Ф.Тейлора на процесс управления, который можно разделить на составляющие функции и внести рационализацию этого процесса. Основные труды: “Общее и промышленное управление”, “Научная организация труда и позитивное управление”. В работе “Учение об управлении” дано определение управления: Управлять - значит вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим способом использовать его ресурсы. Управление (администрирование) включает пять основных функций: предвидение, организация, распорядительство, согласование и контроль”.
Для организаций в целом характерно выполнение шести функций:
- техническая деятельность (производство);
- коммерческая деятельность (закупка, сбыт, обмен);
- финансовая деятельность (поиск и оптимальное использование капитала);
- деятельность безопасности (защита собственности людей);
- эккаунтинг (деятельность по учету, анализу и статистике);
- управление.
Принципы управления:
- разделение труда;
- власть;
- дисциплина (четкое взаимопонимание, уважение к правилам и договоренности);
- единство распорядительства;
- единство руководства;
- подчинение индивидуальных интересов общим интересам;
- вознаграждение персонала;
- централизация;
- цели взаимодействия (следование команд от руководителя к подчиненным);
- равенство;
- стабильность персонала;
- порядок (все должны знать свое место в организации);
- инициатива (поощрение за идеи);
- корпоративный дух.
Файоль предложил лишить функциональных руководителей распорядительных полномочий и создать линейно-штабную структуру управления. Организация - это административная пирамида с разными уровнями управления, пронизанная формальными связями. Штаб должен быстро приспосабливаться к нуждам предприятия.
3 Разработка проекта совершенствования организационной структуры ОАО «Агропромстрой»