Введение
В условиях постоянно изменяющейся внешней среды функция контроля является особенно актуальной. Это обуславливается тем, что под действием разнообразных внешних факторов возникает необходимость изменять уже утвержденные планы и программы работ. Целью контроля в этом случае является своевременное нахождение отклонений выявление их причин и устранение. Процесс контроля присутствует на каждом этапе жизненного цикла продукции начиная с входного контроля материальных и человеческих ресурсов, заканчивая контролем утилизации и демонтажа.
Весь процесс складывается в комплексную систему, от эффективности которой зависит успешность функционирования всего предприятия в целом. Как правило решение вопросов контроля возложено на руководителей функциональных подразделений. Необходимая информация для контроля чаще всего поступает с опозданием, руководители узнают о результатах контроля, когда уже сложно повлиять на эффективность деятельности и предотвратить потери. Правильно организованный контроль позволяет не только своевременно обнаруживать изъяны в деятельности предприятия, но и вовремя принимать меры по их устранению и предотвращению в дальнейшем. В настоящее время линейному руководителю приходится тратить огромное количество времени и сил на осуществление процесса контроля. Это приводит к тому, что сильно сокращается время на выполнение своих прямых обязанностей. В свою очередь это говорит о том, что еще многое необходимо исследовать и усовершенствовать в системе контроля.
Целью курсовой работы является исследование теоретических и методических основ и установление рекомендаций по совершенствованию системы контроля на предприятии ПО «Ульяновскмебель»
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи.
· Рассмотреть существующие теоретические и методические аспекты организации системы контроля
· Проанализировать систему контроля на предприятии ПО «Ульяновскмебель»
· Разработать рекомендации по улучшению системы контроля на предприятии ПО «Ульновскмебель»
Объектом исследования данной курсовой работы является российское промышленное предприятие ПО «Ульяновскмебель»
Предметом исследования являются теоретические и методические основы организации контроля на предприятии.
Многие российские и зарубежные ученые внесли существенный вклад в разработку теоретических основ организации системы контроля на предприятии. Наиболее известные зарубежные исследования выполнены Майклом Месконом, Майклом Альбертом, Франклином Хедоури, Ричардом Дафтом, Роджером Олдкорном. К российским исследователям относятся Цыпкина, Брасков, Румянцева, Ильинский, Данилочкины, Карминский, Фалько. Так же эта тема упоминается и исследуется во многих журналах таких, как «Менеджмент сегодня», «Менеджмент в России и за рубежом»
Изучение системы контроля будет осуществляться на основе таких методов, как наблюдение, анкетирование (как руководителей, так и рабочих), разнообразные методы сравнения, анализ основных финансово-экономических показателей.
В настоящее время система контроля присутствует на каждом предприятии. Но не смотря на все ее положительные стороны она еще не достаточно эффективна. Поэтому так необходимо изучать систему контроля и искать методы для ее совершенствования.
Глава 1. Контроль на предприятии
Успешность управления в компании зависит от того, насколько результативно осуществляется руководством контроль за деятельностью организации и насколько адекватны возникшие в результате этого контроля изменения в текущих бизнес-процессах компании. Так зачем же нам необходим контроль на предприятии?
· Что бы вовремя реагировать на изменения во внешней вреде.
· Предупреждать возникновение кризисных ситуаций. Во время фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как они навредят достижению целей организации
· Поддерживать уже достигнутый успех. Для быстрой адаптации организации к динамичным требованиям внешней среды и обеспечения наибольших темпов продвижения к основополагающим целям организации
Однако различные авторы по разному понимают понятие контроля.
Согласно Мескону контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. [15,432]
Стивен Роббинс: контроль – это процесс отслеживания рабочей деятельности направленный на то, чтобы гарантировать, что она ведется в запланированном порядке, включая также корректировку любых выявленных при этом отклонений.
В словарях даны такие определения:
Контроль - процесс проверки того, как данная организация осуществляет свои цели и корректировка ее действий. [22]
Контроль – это составная часть управления экономическими объектами и процессами с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому положению предусмотренному законами, инструкциями, другими нормативными актами. [2]
Контроль – это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. [20,266]
Контроль – это систематический процесс регулирования деятельности организации, обеспечивающий ее соответствие планам, целям и нормативным показателям. [8,722]
Объединяя все эти определения мы получим наиболее точное и полное определение:
Контроль – это систематический процесс проверки соответствия наблюдаемого состояния с планируемым, путем качественной и количественной оценки, корректировки выявленных отклонений, для обеспечения достижения организацией своих целей.
Целями организации системы контроляна предприятии являются:
1) повышение управленческой эффективности и экономичности операций.
2)проверка соблюдения политики руководства каждым работником предприятия;
3) контроль сохранности имущества предприятия.
Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач:
1. осуществление упорядоченной и эффективной деятельности предприятия;
2. обеспечение соблюдения политики руководства каждым работником предприятия;
3. обеспечение сохранности имущества предприятия.
Для достижения целей организации системы внутреннего контроля необходимо решение отдельных задач:
1. оценка качества и своевременности исполнения распоряжений руководителей подразделений, выполнение своих непосредственных обязанностей контролируемыми;
2. упреждение ошибок и просчетов в процессе служебной деятельности контролируемых организаций (подразделений, сотрудников), выявление условий и причин их порождающих, разработка предложений по их предотвращению и устранению.
3. выявление резервов и новых возможностей в организации служебной деятельности. Выявление узких мест, затрат времени, возможностей минимизации и оптимизации проводимых мероприятий.
4. выявление положительного опыта решения управленческих задач с учетом складывающейся обстановки, поиск неиспользованных резервов и возможностей их использования в целях распространения такого опыта, совершенствования деятельности организации (подразделений, сотрудников).
5. оказание в ходе контроля и по его результатам конкретной практической помощи контролируемым органам (подразделениям, сотрудникам) в совершенствовании их служебной деятельности и повышении ее эффективности;