Принципами инновационного менеджмента выступают:
· Рациональное сочетание методов управления;
· Приоритет стратегических вопросов;
· Использование научных подходов;
· Уважение личности и стимулирование активности сотрудников;
· Обеспечение оптимального морально-психологического климата и режима труда;
· Стремление к децентрализации и коллегиальности в деятельности.
В число решаемых задач инновационного менеджмента входит:
1. Определение оптимальной структуры организации;
2. Определение инновационной стратегии организации;
3. Организация образования сотрудников в системе инновационного предпринимательства;
4. Осуществление кадровой политики;
5. Обеспечение стимулирования и мотивации инновационной активности;
6. Разработка стратегии адаптации.
Инновационный менеджмент предполагает возможность делегирования полномочий, обеспечение коммуникации через общение и образование. Инновационный менеджер является предпринимателем в сфере инноватики, постоянно ищущим, активным и предприимчивым. Такой стиль и приоритеты управленческой деятельности ориентируют на создание многомерных организаций, где в различных направлениях по реализации планов действуют управленцы и подчиненные без четкого формального разделения их функций и обязанностей; плоских организаций, где максимально сокращены уровни иерархии, что существенно повышает оперативность и качество работы; партисипативных организаций, в которых осуществляется совместное принятие управленческих решений на основе паритетного взаимодействия руководителей и подчиненных; этхократических организаций, применимых в нестандартных и сложных работах в быстротекущих условиях, где нет строгой формальной структуры, иерархии и субординации, а главной выступает совместная ответственная деятельность на основе высокой компетентности и творческой свободы.
Главная задача инновационного менеджмента – «построить» организацию, сориентировать ее на перемены, убедить в их решении, мобилизовать поддержку инициативы и творчества, нацелить на осмысление и познание проблем, обеспечить деловое сотрудничество и трансферт не только технологий, но и знаний, опыта. Инновационному менеджменту как новому стилю лидерства можно научиться. С учетом особого статуса инновационных менеджеров как профессиональных специалистов-интеллектуалов, имеющих доступ к информации, владеющих социальными технологиями и имеющие их использовать для конструирования перспективы, сегодня вести такое обучение необходимо непрерывно, включая постдипломное образование до конца служебной карьеры в системе курсов, участия в семинарах и тренингах. Возможно перспективное планирование получения такого профильного образования в специальных учебных заведениях, занимающихся подготовкой кадров для сферы инновационного проектирования, менеджмента и маркетинга.
Таким образом, проблема компетентного управления инновационной деятельностью решается в рамках менеджмента инноваций, который требует непременной реализации возможностей инновационного менеджмента, обеспечивая в таком взаимодействии рост эффективности инновационных проектов и инновационного потенциала.
Особенность современного периода — формирование многоукладной экономики — определяет актуальность проблемы создания эффективного механизма управления инновационной деятельностью на предприятиях. Выход из кризисного состояния предприятий может быть обеспечен благодаря освоению новой продукции, отвечающей требованиям рынка, на основе развития инновационной деятельности.
Термин "инновация" был введен в оборот еще в начале его столетия Йозефом Шумпетером, американским экономистом, известным своими работами в области истории экономических учений. Й. Шумпетер рассматривал инновации как посредника между изобретением и его внедрением в экономику. Однако точка зрения Шумпетера не стала общепринятой. Большинство исследователей считает, что терминологический аппарат и содержательные аспекты инновационной деятельности до сих пор недостаточно разработаны.
Одним из первых исследователей проблем инновации з России был Н.Д.Кондратьев. Он известен тем, что впервые в работе "Большие циклы конъюнктуры" ввел понятие "длинной волны" применительно к инновациям, характеризующим влияние радикальных инноваций на мировое промышленное развитие. К таким инновациям он относил: изобретение паровых машин, идею строительства железных дорог, электроэнергетику и автомобилестроение.
Многие отечественные исследователи (Ю.В. Яковец, Л.С. Барютин, А.И. Анчишкин) использовали термин "нововведения" [4,8,98]. До сих пор этот термин используется некоторыми экономистами и переводчиками иностранной экономической литературы. Термины "инновация" и "нововведение" часто рассматриваются как синонимы. Широкое применение термина "инновация" в последние годы объясняется стремлением приблизиться в экономической лексике к английскому первоисточнику. Первые работы, посвященные исследованию проблемы инноваций (нововведений) в СССР относятся к концу 70-х годов. Некоторые из них основаны главным образом на материалах зарубежных авторов.
В настоящее время в научной литературе нет общепринятого определения инноваций. В наиболее абстрактной форме определение инноваций дал английский профессор В.Р. Спенс. "Инновация — это нечто совершенно новое применительно к конкретной ситуации, что можно использовать, когда мы начинаем осознавать это".
Несмотря на его абстрактность, это определение включает три важных момента:
• инновация — это новое явление для людей, которые имеют какое-то отношение к этому явлению;
• инновация — осознанное нами новое явление;
• инновация — такое новое явление, которое можно использовать.
Р. Федерманн (ФРГ) понимает под инновацией открытие новых возможностей решения проблемы. Инновация, по его мнению, находится, с одной стороны, в противоречии с консервативным положением дел, с другой — она направлена на "имитацию", на моделирование существующего положения с учетом стратегии изменений.
Российские исследователи подходят к определению инноваций более конкретно. Термин "инновация", как полагают А. Кулагин и В. Логинов, более широкое, чем понятие "новая техника", которое долгие годы применялось в нашей стране. Оно использовалось главным образом в отношении орудий труда, материалов. Инновации — это новшества, нововведения в производственной, организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах.
А.Н. Ковгуненко понимает под инновацией товар или услугу, оцениваемые потребителем как новые для себя по тем или иным важным для него критериям. В данном определении признается только так называемая продуктовая инновация (инновация в товарах и услугах).
Некоторые исследователи делают попытку найти отличия инноваций (или нововведений) от простых усовершенствований, которые, по их мнению, не следует считать инновациями. Так, Ю.А. Яковец, рассматривая инновации с позиций макроэкономического подхода, считает, что инновации можно отличить по следующим двум критериям: