1 – продажа без заводской упаковки (завертывание в бумагу в магазине);
2 – мягкий пакет;
3 – фирменный мягкий пакет;
4 – простая картонная коробка;
5 – пластиковый футляр;
6 – коробка фирменная, подарочная.
Каждому виду упаковки соответствует определенная цена товара (цена упаковки покупателю не сообщается и воспринимается им как разность между последующей и предыдущей ценами изделия в зависимости от оформления). Она колеблется в интервале от 4 до 9 денежных единиц с интервалом в 0,5 денежной единицы. Результаты опроса 30 покупателей, который был реально проведен, приведены в таблице 1:
Таблица 1
Данные опроса покупателей магазина «Подарки» об упаковке и цене часов «Электроника»
Цена, ден. ед. | 4 | 4 | 4,5 | 4,5 | 6 | 8 | 5,5 | 5,5 | 5,5 | 5 | |||
Вид (номер) упаковки | 1 | 2 | 2 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 2 | |||
Цена, ден. ед. | 5 | 5 | 7 | 7 | 7,5 | 4 | 4,5 | 6 | 6 | 7,5 | |||
Вид (номер) упаковки | 3 | 3 | 5 | 6 | 6 | 3 | 1 | 5 | 5 | 5 | |||
Цена, ден. ед. | 5,5 | 5,5 | 5,5 | 4,5 | 6,5 | 6,5 | 6,5 | 8 | 5 | 5 | |||
Вид (номер) упаковки | 3 | 4 | 5 | 4 | 3 | 4 | 5 | 6 | 4 | 5 | |||
Следует обратить внимание, что цена подарочной коробки не называлась и максимальная цена фактически составила 8 денежных единиц.
Рис. 3. Диаграмма рассеивания для вида упаковки и цены часов «Электроника»
Данные диаграммы рассеивания позволяют сделать предварительные выводы о взаимосвязи исследуемых переменных; в нашем примере – о предпочтениях покупателя относительно качества упаковки, обеспечивающей сохранность изделия, его эстетического вида, и цены изделия. Предпочтения отданы надежной упаковке при умеренной цене, верхний уровень которой в ответах не назван, что должно обратить на себя внимание предприятия-производителя как сигнал о завышении в глазах покупателя цены. Также можно сделать предварительный вывод о том, что, поскольку точки расположены от нижнего левого угла на данной диаграмме в правый верхний, зависимость между этими двумя показателями прямая.
Таким образом, несмотря на разносторонность информации, характеризующих затраты на качество продукции, и факторы, влияющие на него и на подобные расходы, необходимо и вполне возможно уже на этапе формирования данных использовать наглядные формы их представления в сочетании с методиками первичного анализа: группировкой, графическим анализом и т.д. Это значительно ускоряет процесс анализа и облегчает дальнейшее использование его в целях статистико-математических методов.
В зависимости от целей, задач анализ затрат на качество и возможностей получения необходимых для его осуществления данных аналитические методы существенно различаются. Влияет на это различие и прохождение продукцией определенного этапа деятельности предприятия, и ее место в цепочке формирования затрат в конкретный момент.
3.1. Метод функционально-стоимостного анализа
На этапах проектирования, технологического планирования, подготовки и освоения производства целесообразно применение функционально-стоимостного анализа (ФСА). Это – метод системного исследования функций отдельного изделия или технологического, производственного, хозяйственного процесса, структуры, ориентированный на повышение эффективности использования ресурсов путем оптимизации соотношения между потребительскими свойствами объекта и затратами на его разработку, производство и эксплуатацию.
Основными принципами применения ФСА являются:
· функциональный подход к объекту исследования;
· системный подход к анализу объекта и выполняемых им функций;