Применение данной модели дальнейшего развития целесообразно вследствие отсутствия роста целевого сегмента рынка и относительной стагнации отрасли.
При реализации такой стратегии обычно существует риск, что потребители могут не оправдать различия в ценах конкурирующих предприятий за счет специфических свойств товара данного предприятия, однако в данном случае подобной угрозы не существует, так как различие в цене будет соответствовать качеству и сжатым срокам выполнения заказов, то есть соблюдению основных требований потребителей.
Для применения данной стратегии необходимо провести концентрическую диверсификацию, то есть расширить ассортимент выпускаемой продукции на существующей технической базе. В этом случае не требуется большой диверсификации, поскольку предприятия-конкуренты, ассортимент которых предполагается дублировать, выпускают аналогичную или сходную продукцию. Диверсификация будет заключаться только в освоении персоналом новых видов работ.
Возьмем в качестве исходных показатели финансовой отчетности за 2000 год. Предположим, что в результате завоевания дополнительной доли рынка выручка предприятия увеличилась на 20%. В то же время за счет включения в номенклатуру новых видов продукции себестоимость единицы продукции уменьшилась на 10%.
Тогда выручка составит 10946´1,2 = 13135,2; а себестоимость 10319´1,2´0,9 = 11144,5. Валовая прибыль будет равна 13135,2-11144,5 = 1990,7; прибыль до налогообложения составит 1990,7-15 = 1975,7. Налог на прибыль в этом случае становится равным 607,4, а прибыль от основной деятельности 1975,7-607,4 = 1356,3.
В таком случае рентабельность продаж можно посчитать как
1990,7´100%/13135,2 = 15,16%.
Рентабельность основной деятельности будет равна
1990,7´100%/11144,5 = 17,86%.
Рентабельность собственного капитала также увеличится и составит
1975,7´100%/113 = 1472,3.
Данные расчеты можно отразить в таблице.
(таблица )
№ п/п | Показатели | Без применения стратегии | С применением стратегии |
1 |
Выручка | 10946 | 13135,2 |
2 |
Себестоимость | 10319 | 11144,5 |
3 |
Валовая прибыль | 627 | 1990,7 |
4 |
Прибыль до налогообложения | 323 | 1975,7 |
5 |
Налог на прибыль | 94 | 607,4 |
6 |
Прибыль от основной деятельности | 214 | 1356,3 |
7 |
Рентабельность продаж | 5,73 | 15,16 |
8 |
Рентабельность основной деятельности | 6,08 | 17,86 |
9 |
Рентабельность собственного капитала | 272,57 | 1472,3 |
Таким образом, показатели рентабельность значительно улучшились в результате воплощения стратегии в жизнь. Конечно, рассчитанные значения лишь приблизительны и не являются точными результатами применения стратегии, однако они дают четкое представление о целесообразности ее применения.
К сожалению, высокий уровень рентабельности собственного капитала обеспечивается не за счет большого объема выручки, а за счет чрезвычайно малой величины собственного капитала. В результате реализации стратегии может высвободиться прибыль, необходимая для увеличения собственного капитала предприятия.