Очевидно, удовлетворение потребности библиотек в новых специалистах будет осуществляться, как это было всегда, и путем их подготовки в вузах культуры, и путем привлечения выпускников других учебных заведений.
Но любой специалист современной библиотеки обязан владеть новыми информационными технологиями.
Обратим в этой связи внимание на то, что библиотечный работник все более имеет дело не с документом, который ему в ходе работы приходится физически перемещать, а с виртуальной информацией, которая по желанию работника или пользователя появляется на экранах его компьютера и затем исчезает, когда становится не нужна.
Работая в информационных сетях, библиотекарь в своих возможностях приравнивается ко всем пользователям этих сетей.
Информатизация - один из главных векторов изменений в профессии библиотекаря. Не только поиск информации, но и социокультурные программы библиотек требуют современных информатизационных технологий. Все более становиться ясно, что библиотекарь - информатизационный специалист, его профессия - одна из ряда информационных профессий: архивист, музейный работник, издатель и др. Каждая из этих профессий предполагает выполнение информационной, образовательной и социокультурной роли, хотя и в разных пропорциях, и в зависимости от исторических, территориальных, социально-экономических и культурных факторов. Каждый из представителей этих профессий несет перед обществом высокую ответственность за добросовестное выполнение этих ролей, поскольку этого от него ожидает общество, обращающиеся к их услугам люди.[17]
Глава 2. Кадровые проблемы библиотек на современном этапе
К сожалению, проблемная ситуация в области библиотечных кадров остается весьма напряженной. Коротко суть ее заключается в следующем:
-совокупные знания, умения и навыки работников библиотек сегодня явно отстают от динамично меняющегося мира информационных коммуникаций и далеко не всегда отвечают новых социальным задачам реформирования отрасли. Определенные успехи, достигнутые библиотеками страны в последнее десятилетие, в основном результат энтузиазма ее лучших представителей и профессиональной элиты, которых, к сожалению, немного;
- по-прежнему происходят «миграционные» процессы, связанные с уходом наиболее перспективных библиотечных специалистов в другие сферы с более высокой оплатой труда; необходимость их срочной замены снижает уровень требований к заполняющим вакансии;
- заметно выражена кадровая стагнация, обусловленная ростом числа работающих пенсионеров (в некоторых регионах более 70 %);
- почти в 12 раз сокращен в последнее десятилетие прием на библиотечно-информационные факультеты высших и средних учебных заведений. После их окончания в среднем по стране в лучшем случае 10 - 15 % выпускников идут работать в библиотеки, зачастую вскоре покидая их. Престиж библиотечной профессии среди студенческой молодежи крайне низок, что отражает в целом отношение общества к труду библиотекаря;
-отсутствует целостная система профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров; многие важные проблемы развития отрасли остаются за пределами образовательных программ, некоторые категории библиотечных работников зачастую не имеют возможности регулярно повышать свою квалификацию либо получить профессиональное образование (сельские библиотекари). В среднем по стране более 40 % библиотекарей за последние пять лет не повышали свою квалификацию.
Приведем некоторые статистические данные, подтверждающие высказанные положения, опираясь на госстатистику Министерства культуры и массовых коммуникаций 2005 г.
Количество работников общедоступных библиотек достигло 125,7 тысяч человек, что на 2,5 тысячи больше по сравнению с 2000 г. Из этого числа 13,6 тысяч работает в центральных универсальных библиотеках, включая библиотеки федерального ведения, в муниципальных библиотеках – 106,9 тысяч, в сельской местности - 50,2 тысячи.
Общее количество специалистов с высшим образованием составляет 49,6 тысяч, т.е. 39,4 % от общего число работников библиотек; со средним специальным образованием - 62,6 тысяч (соответственно 49,7 %). Остальные 13,5 тысяч - имеют лишь общее среднего образование. При этом большая их часть приходится на сельские библиотеки (свыше 8 тысяч). Наибольше число лиц без какого-либо профессионального образования работает, как ни странно, в библиотеках Москвы (16,1 %), С.-Петербурга (14,7 %), а также Уральского федерального округа (12,6 %). Самый высокий процент лиц без образования в Республике Дагестан и Чукотском автономном округе (23,5 %).
Весьма существенные диспропорции наблюдаются в обеспечении библиотек различных регионов кадрами с высшим образованием. Например, Магаданская область имеет 61,1 % специалистов данной квалификации (самый высокий показатель по стране, исключая С.-Петербург (66,1 %) и Москву (65,6 %), а соседний с ней Чукотский автономный округ - только 29 %. Низкие показатели отмечаются также в республике Башкортостан, Красноярском крае, Астраханской, Брянской, Вологодской, Костромской, Курской, Оренбургской и Ульяновской областях (23 –29 %). В этих регионах наименьшая доля лиц с высшим образованием работает и в сельских библиотеках (от 8,8 до 11,9%).
Примечательно также, что в регионах, имеющих профильные вузы, кадровая ситуация принципиально не отличается от сложившейся в целом по стране. Число специалистов с высшим образованием колеблется от 36 % (Республика Татарстан, Пермский край) до 55 % (Республика Бурятия, Кемеровская область), причем из них далеко не все имеют профессиональное библиотечно-информационное образование. Так, например, в Москве, где находится самый крупный профильный вуз страны, лишь 27 % работников публичных библиотек с высшим библиотечным образованием.[18]
Прежде всего, следует признать, что отток определенной части специалистов из библиотечной сферы, который, кстати, не очень велик в небольших городах, явление в определенной степени закономерное и связано с тенденциями развития экономики страны в переходный период. Сегодня текучесть кадров в различных отраслях российского производства в два раза превышает мировой стандартный уровень. Средний показатель работы специалиста на одном месте 5-7 лет против 10 - 15, характерных для стран со стабильной экономикой.
Стабилизационные меры по сохранению и развитию кадрового библиотечного потенциала связаны не только с повышением заработной платы. Необходима целенаправленная и планомерная работа на всех уровнях, от персонал-стратегии конкретной библиотеки до реформы библиотечно-информационного образования в целом и его, как это ни странно звучит, большей ориентации на профессию.
Многие считают серьезным недостатками высшей профессиональной школы ее отрыв от динамично развивающейся практики. Однако больший ущерб наносит слабая профориетационная работа со студенчеством, а порой даже явно уводящая его в другие сферы деятельности. В частности, весьма этому способствует применяемая сегодня практика параллельного получения второго дополнительного образования на соответствующих факультетах с целью повышения конкурентноспособности выпускников вузов культуры на рынке труда.