Сам термин «повышение квалификации», используемый в профессиональной терминологии, трактуемый как «совершенствование профессиональных знаний и умений, повышение общеобразовательного уровня библиотекарей», сегодня представляется не совсем точным, так как в рамках системы повышения квалификации осуществляется и переподготовка сотрудников для работы в условиях информационных и коммуникационных технологий[5].
На современном этапе система повышения квалификации - это динамично развивающийся комплекс нестандартных инновационно-образовательных и адаптационных форм и методов воздействия на библиотечные кадры с целью обеспечения и дополнения профессионального, информационного, культурного образования, а также повышения профессиональной компетентности, ориентированной на учет изменений, происходящих в общественно-экономической и культурно-профессиональной среде; поддержания соответствующего профессионального уровня библиотечного специалиста, способного ориентироваться в современном мире; обеспечения высокой конкурентоспособности и общественного признания в условиях интенсивного развития новых технологий и услуг[6].
Развитие информационных и коммуникационных технологий порождает среду, для которой характерны стремительные и непрерывные изменения. В условиях таких изменений необходимо разработать принципиально новый подход к процессу переподготовки кадров; гарантией такого процесса является непрерывное образование специалистов. Специалист сегодня нуждается не только в новых практических навыках и теоретических знаниях, но и в способности постоянно совершенствовать эти знания и навыки.
Использование информационных и коммуникационных технологий ведет к разрушению возрастных, временных и пространственных барьеров и дает каждому совершенствовать профессиональные навыки на протяжении всей жизни. Достаточная профессиональная подготовка библиотекарей не только повышает качество оказания библиотечно-библиографических и информационных услуг читателям, обеспечение их профессиональных, культурных, самообразовательных потребностей и запросов, но и формирует социальный имидж библиотеки, позволяет глубже осознать роль в обществе. Именно поэтому повышение квалификации должно проходить постоянно, охватывать все категории специалистов, строиться по принципу непрерывности.
Библиотекари - лучшие кандидаты на роль наставников в том, что касается нахождения, оценки и использования информации. Они должны, в первую очередь, перестроить свою работу, чтобы не только оказывать помощь в нахождении и выборе источников информации, но и учить, как искать и использовать эти источники. Библиотечные работники сами должны учиться, чтобы приобрести или усовершенствовать педагогические навыки. Профессиональный рост библиотечных работников зависит от процессов самообразования и конкретных действий в этом направлении. В первую очередь, это развитие своей информационной культуры, а также приобретение новых профессиональных навыков и освоения новых технологий с помощью современных обучающих средств.
Каждая библиотека должна обеспечить повышение квалификации своих сотрудников на рабочем месте и за ее пределами в соответствии с имеющимися у нее средствами, для этого необходимо разработать программу по развитию и совершенствованию профессиональной квалификации. Программу можно разделить по уровням подготовки: базовый, средний и продвинутый, а также определить временные рамки семинаров и курсов на один год.
Оптимальным выбором повышения квалификации, переподготовки являются курсы, которые обеспечивают библиотечным работникам возможность систематически повышать профессиональный и общеобразовательный уровень. В течение года работнику, как минимум, необходимо пройти курсы_ по следующим направлениям: педагогический, технологический, самоуправление и информационные технологии. Информационные технологии сегодня требуют особого внимания. Свободное владение инструментами поиска и переработки мировых информационных ресурсов, умение ориентироваться в библиотечно-информационном контенте - таковы сегодняшние требования к библиотечному специалисту. Применение в работе информационных и компьютерных технологий расширяет рамки библиотечного консультирования, позволяя библиотекарю оказать помощь пользователям интерактивно. Примером может служить «Виртуальная справочная служба РНБ» (http://vss.nlr.ru/index.php).
Новые технологии разрушают рамки традиционного представления системы повышения квалификации. Система повышения квалификации библиотечных работников постоянно совершенствуется, наполняются новым содержанием многие традиционные формы. Так, например, школа молодого библиотекаря постепенно трансформировалась в новую форму -школу профессионального мастерства, школы передового опыта - в творческие лаборатории и т.п.
Одной из эффективных форм стимулирования, обновления профессиональных знаний и творческого поиска являются конкурсы профессионального мастерства. Положительной чертой таких конкурсов является то, что в процессе подготовки и проведения принимает участие весь коллектив библиотеки. Это создает творческую атмосферу, накладывает определенную ответственность на уровень профессиональной подготовки сотрудников, а также и общую эрудицию, творческие способности, деловые качества личности.
В качестве аттестации можно использовать деловые игры. Использование деловых игр в качестве итоговой оценки персонала - нововведение, пришедшее в нашу практику с Запада, -в сущности, является неформальной аттестацией специалистов. Деловую игру можно рассматривать как моделирование реальной действительности специалиста в тех или иных специально созданных производственных ситуациях. Сущность деловой игры заключается в том, что она является формой воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, характерного для данного вида труда. В последние годы деловые игры используются, как правило, в трех различных аспектах:
1) игра-обучение;
2) игра-тренинг;
3) игра-исследование.
Однако следует отметить, что в чистом виде эти игры не используются, каждая конкретная деловая игра несет в себе переплетение указанных аспектов, либо, в соответствии с определенными целями игры, акцент может делаться на каком-то одном аспекте[7].
Работа по повышению квалификации библиотечных кадров носит системный характер, представляет собой целостное направление, в котором все формы и методы находятся в соотношениях, которые фиксируют заранее определенные свойства и результаты.[8]
Характерная особенность сегодняшнего дня - библиотекарь должен постоянно учиться, чтобы успеть за изменениями. Некоторые библиотекари чувствуют потребность не только в высшем образовании, но и повышении квалификации в аспирантуре. Кроме того, какое бы библиотекарь ни закончил учебное заведение, когда он приходит в конкретную библиотеку, он должен изучить её особенности, получить навыки общения с конкретными пользователями и коллегами в конкретной обстановке.