2. Описать бизнес-процессы, то есть ответить на вопросы "кто? что? кому? когда?", обеспечить систему управления процессами и ответственности за сроки и качество их исполнения.
3. Функция контроля. Функция контроля обеспечивает отслеживание хода текущей деятельности предприятия по достижению выработанных планов и целей. В широком понимании этого термина контроль включает в себя:
- учет текущей деятельности;
- сравнение результатов этой деятельности с запланированными показателями;
- анализ выявленных отклонений;
- корректирующее воздействие для поддержания или изменения полученных результатов.
В рамках функции контроля будет рассмотрена только одна из его составляющих - учет.
Учет, с точки зрения управления, - это сбор, регистрация и обобщение всей информации, необходимой руководству предприятия для принятия управленческих решений.
Общая система учета на предприятии включает в себя различные виды учета: статистический, производственный, бухгалтерский, налоговый, управленческий и т.д.
Главные отличия управленческого учета (УУ) и бухгалтерского (БУ) заключаются не в своеобразии управленческого учета как такового, а в уникальности предприятия и в наличии (или отсутствии) регламентации учета со стороны государства. Принципы же учета остаются неизменными, поскольку УУ не альтернатива БУ, а его "дополненное издание".
Организация управленческого и бухгалтерского учета на предприятии может быть основана на 1) принципе их интеграции или 2) принципе автономности. Выбор первого принципа при организации учета позволит создать на предприятии единую учетную систему и единые форматы учетной информации, ее предоставления и хранения.
Мнение автора. На сегодня существует много различных предложений по организации управленческого учета на предприятиях. У каждого специалиста - свой взгляд. Логика постановки управленческого учета, используемая мной в консультационной работе, вкратце такова.
1. Оценка подходов и методов учета, применяемых на предприятии ("приход-расход" по статьям бюджетов или по плану счетов).
2. Оценка целесообразности интеграции бухгалтерского и управленческого учета, создание единой учетной системы на предприятии.
3. Проведение необходимых классификаций (актива, пассива, операций и др.).
4. Выбор принципов учета и методики отражения хозяйственных операций - разработка учетной политики.
5. Разработка управленческого плана счетов (кодировки операций) с учетом финансовой структуры, бюджетной структуры предприятия, принятых принципов и методов учета.
Ситуация в ООО "Предприятие"
1. На предприятии не создана единая система учета, между филиалами и центральным офисом отсутствует единство форматов учетной информации.
Результат:
- увеличивается штат сотрудников за счет большого количества учетных операций, их дублирования в различных форматах и учетных системах;
- происходит потеря времени на обработку различных форматов сбора и хранения данных и приведение их к единому формату;
- требуются существенные затраты (телефонные переговоры) на уточнение поступающей из удаленных филиалов информации.
2. Отсутствует система управленческого учета на предприятии.
Результат.
1) Качественный и оперативный анализ исполнения планов не представляется возможным.
2) Невозможно объективно оценить как достигнутые предприятием результаты, так и намеченные на перспективу планы.
3) Контроль, основанный на анализе, искажающем текущую картину на предприятии, чреват срывом планов, ухудшением качества работы, перерасходом финансовых средств.
4) Корректировка текущего положения осуществляется без системной информационной поддержки.
Рекомендации.
1. Структурировать и унифицировать учетные процессы на предприятии.
2. Создать систему управленческого учета.
Ситуация дефицита и отсутствия конкуренции в начале 90-х гг. позволила сделать практически любую предпринимательскую деятельность уместной и прибыльной. Основные задачи предпринимателей того периода заключались в том, чтобы "быть в нужное время в нужном месте", своевременно уплачивать налоги и действовать в рамках законодательства.
По мере развития рынка и заполнения его различными товарами и услугами предприниматели начали задумываться над критериями успешности своих предприятий и их конкурентоспособности. Постепенно происходит осознание того, что успешная предпринимательская деятельность основывается на грамотном управлении.
К сожалению, сегодня во многих фирмах (далее - предприятие, организация, фирма, компания), направляющих свои усилия в основном на эффективное взаимодействие с внешней средой (изучение потребностей клиентов, возможностей конкурентов, взаимодействие с государственными органами и т.д.), руководители не уделяют должного внимания управлению внутренними ресурсами (факторами). Как следствие предприятие не справляется "само с собой". Нерешенные внутренние проблемы приводят к снижению или полной потере прибыли. Результатом становится типичная ситуация - "деятельность ради деятельности", а главной задачей компании - выживание.
Конечно, в управлении важно уделять равноценное внимание и внешним и внутренним факторам. Но не будем забывать, что факторы, действующие внутри предприятия, более контролируемы и управляемы. Поэтому сосредоточение забот предпринимателей в первую очередь на своем предприятии и его ресурсах является более очевидным и логичным.
Предприятие - это система, состоящая из множества взаимозависимых частей, работающих для создания целого. И если хоть одна из них начнет давать сбои, правильно функционировать не сможет и вся система. Исходя из этого грамотный подход к организации бизнеса основывается на системном управлении, которое заключается в сборе информации о системе и ее элементах, а также управленческом воздействии на элементы системы в комплексе.
На практике, стремясь усовершенствовать работу своих организаций, руководители очень часто не учитывают внутренние взаимосвязи и взаимозависимости, поэтому склонны относить внешние признаки проблем к их причинам, "лечить" не причину, а проявление.
Получается парадоксальная ситуация, когда предприятие, стремясь повысить трудовую активность своего персонала, разрабатывает систему вознаграждения, не имея того, на чем эта система должна основываться, - четкой организационной структуры, закрепленных за каждым сотрудником должностных прав и обязанностей, грамотно поставленного учета, позволяющего точно и быстро исчислять необходимые экономические показатели-критерии. В результате создается декларация о "благих намерениях" руководства, которая не может стать практическим инструментом управления. Тем более что для сотрудников предприятия в данной ситуации гораздо более важно устранение неразберихи в распределении задач и функций, должностных обязанностей и полномочий, что само по себе уже приведет к положительному эффекту (четкому взаимодействию между работниками и подразделениями, ускорению производственных процессов, улучшению психологического климата), повысит трудовую дисциплину и активность.