— Коэффициент выплаты дивидендов:
дивиденды
чистая прибыль
Показывает долю прибыли на акцию, которая распределяется фирмой в виде дивидендов, или же долю дохода, выплачиваемого как дивиденды.
— Коэффициент покрытия процентов по облигациям:
доходы до выплаты налогов
процентные платежи по облигациям
Показывает, во сколько раз имеющиеся доходы фирмы превышают сумму процентных платежей по облигациям.
Существенное место в системе внутрифирменного планирования занимает политика организации каналов товародвижения или сбытовая политика. Ее назначение - организация оптимальной сбытовой сети для эффективных продаж, включая создание сети оптовых и розничных магазинов, складов промежуточного хранения, определения маршрутов товародвижения, организации транспортировки, работ по отгрузке и погрузке, вопросы логистики, создание системы снабжения и т.д.
Планирование товародвижения - это систематическое принятие решений в отношении физического перемещения и передачи права собственности на товар и услугу от производителя к потребителю. Во многих случаях выбор канала сбыта - наиболее важное решение для предприятия, так как выбор сказывается и на расходах и прибыли. Фирмам, берущая на себя все функции, должна их оплачивать и получать все доходы. Фирма, использующая независимые каналы, может уменьшить относительные издержки товародвижения, но у нее меньше прибыль. Для ряда категорий продукции существуют традиционные каналы сбыта. Так, в пищевой промышленности производители обычно продают товар через оптовиков, которые имеют дело с розничными магазинами, производители оборудования и машин - через дилеров.
При выборе каналов товародвижения следует учитывать ряд основных факторов:
— потребители: характеристики, количество, концентрация, размер средней покупки, потребности, размещение торговых точек, ассортимент, условия кредита, мотивации и поведение;
— предприятие/фирма: цели, контроль, сбыт, прибыль, время;
— ресурсы: уровень, гибкость, потребности в сервисе;
— опыт: методы продвижения, отношения в системе сбыта;
— знания: функции, специализация, эффективность;
— товар/услуга: стоимость, сложность, техническая сторона, сохранность, частота отгрузок, объем, разделяемость и т. д.
— конкуренция: характеристики конкурентов, концентрация, ассортимент, методы товародвижения, взаимоотношения в системе сбыта;
Планируя сбытовую политику в рамках маркетинга, а затем и в ВП, фирма должна решить ряд важных вопросов:
— определить стратегию сбыта во взаимоувязке с основными глобальными задачами маркетинговой стратегии;
— определить каналы товародвижения: прямой, косвенный, традиции, монопольные договоренности, территориальные ограничения, юридические аспекты.
— определить методы и типы канала товародвижения, их сочетания по различным товарным группам;
— определить число уровней канала (длину и протяженность канала) по всей цепочке производитель - потребитель;
— выбрать систему руководства канала товародвижения и форму установления правовых и организационных отношений;
— определить главенствующую роль фирмы- продуцента или торговой фирмы;
— сформулировать уровень интенсивности канала
(селективный сбыт, избирательный опыт, интенсивный сбыт и т.д.) ;
— определить целесообразность использования простых и двойных каналов или сложных каналов сбыта;
— определить оптимальную структуру комбинирования и сочетания разнообразных каналов сбыта по всему товарному ассортименту выпускаемой продукции.
Только после этого анализа фирма принимает решения о типе используемого канала, его интенсивности и использовании двойных каналов. В товародвижении понятие длины канала касается числа независимых участников - посредников. При сокращении длины канала, т.е. объединении с оптовиком, имеет место вертикальная интеграция, что позволяет получить большую независимость, обеспечить снабжение, сократить расходы на посредников, усилить контрольные функции и координацию по всей цепочке продукт - рынок. Ширина канала определяет количество независимых участников на любом этапе товародвижения. В узком канале производитель продает через нескольких участников сбыта, при широком - через многих. Если фирма хочет усилить свое положение на определенном этапе канала, то имеет место горизонтальная интеграция, позволяющая увеличить рыночную долю и эффективнее использовать методы распределения и сбыта.
Между участниками каналов сбыта существуют контрактные отношения, где делается упор на ценовую политику, условия продажи, территориальные права, структуру услуг.
Расходы на товародвижение сильно колеблются по отраслям, а следовательно, и по товарным группам: товары индивидуального потребления, товары производственного назначения, комплексные товары — объекты капитального строительства ( ОКС), высокотехнологическая продукция и т.д.
В этой связи расчет выглядит так:
Д = Т + Ф + В + С, где
Д — сумма издержек товародвижения;
Т — транспортные расходы;
Ф — складские расходы (const);
С — стоимость заказов, не выполненных в гарантийный срок.
После расчета вариантов с детальными обоснованиями фирма может использовать традиционную, вертикальную, горизонтальную и многоканальную сбытовые маркетинговые системы, которые будут выполнять разнообразные функции: распределение и сбыт, закупку сырья и материалов, маркетинговые исследования, установление контактов с потребителями и т.д.
Такой широкий спектр функций обеспечивает эффективный сбыт, то есть быстроту доведения товара до потребителя с минимальными по возможности издержками на единицу продукции, чем при прямом методе сбыта (прямом маркетинге).
План сбыта состоит из следующих разделов:
а) каналы распространения товаров;
б) организация сбыта;
в) методы сбыта;
г) торговая агентура: размеры, степень компетенции, мотивации;
д) надежность поставок;
е) запасы товаров: объем, место расположения, оборот;
ж)торговые издержки: объем, тенденции.
Концепция сбыта- это поиск таких характеристик продукции, к-рые фирма в состоянии обеспечивать.
Маркетинг - это комплексная система управления с производством и сбытом продукции, ориентированная на рынок, покупателей.
Основные элементы плана- маркетинга:
— схемы распространения товаров;
— ценообразование;
— реклама;
— методы стимулирования продаж;
— организация послепродажного обслуживания;
— формирование общественного мнения о фирме и товарах.
В основе планирования сбыта и производства продукции лежит маркетинговая программа развития фирмы.
Маркетинговая программа составляется после завершения серьезного научно- практического исследования: анализа маркетинговой среды, комплексного исследования требований потребителей к товару, конъюнктуры рынка, его емкости и рыночного спроса, системы ценообразования, уровня и динамики цен, всех действий конкурентов, форм и методов сбыта, особенностей поведения покупателей, оценки производственно-ресурсных и сбытовых возможностей, а также финансовых проблем. В этой связи программа маркетинга включает в себя разделы: