вложений разработок
краткосрочный фин. план краткосрочный фин. план
доходы расходы
Табл. № 2
Краткосрочное планирование - это планирование использования физических ресурсов. Краткосрочные планы разрабатываются на 1-2 года.
Ведущими разделами внутрифирменного плана является маркетинг, определение объема продаж и доходов, суммарные затраты и коммерческие результаты. Исходными данными являются производственное задание на базе данных о потенциальном спросе, насыщенности рынка, движении рыночных цен. На основе его формируется ассортимент продукции, определяются масштабы организации производства, что в итоге определяет объем продаж.
Процесс планирования включает 4 этапа:
а) Разработка общих целей развития фирм;
б) Определение конкретных тотальных целей на заданный сравнительно короткий срок (период времени);
в)Определение путей и средств их достижения;
г) Контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими.
Эти показатели включают:
1) показатели по прибыли;
2) показатели рентабельности реализации продукции;
3) показатели рентабельности активов;
4) показатели рентабельности собственного и заемного капитала;
5) показатели доходности акционерного капитала.
1. Показатели по прибыли.
— показатели подсчета валовой прибыли;
— коэффициент валовой прибыли;
— показатель подсчета чистой прибыли.
а) показатель подсчета валовой прибыли:
Валовая = чистые продажи — себестоимость
прибыль реализованной продукции
б) коэффициент чистые продажи - с/с реали-
валовой = зованной продукции
прибыли чистые издержки
в) показатель подсчета чистой прибыли.
Чистая прибыль в стоимостном выражении исчисляется после выплаты налогов, дивидендов, процентов по облигациям, займам и кредитам, отчислений в пенсионные фонды. Она остается в распоряжении фирмы. Для анализа сравниваются абсолютные показатели и выявляется прирост или уменьшение чистой прибыли за отчетный период.
2. Показатели рентабельности реализации продукции.
— коэффициент прибыльности продаж:
Характеризует степень рентабельности деятельности фирмы. Рассчитывается путем деления прибыли на стоимость реализованной продукции. Используются три показателя:
Показатель 1
валовая прибыль
чистые продажи
Показатель 2 чистая прибыль
чистые продажи
Показатель 3 операционная прибыль
чистые продажи
— коэффициент рентабельности продаж:
себестоимость проданной продукции
чистые продажи
3. Показатели рентабельности активов.
— коэффициент рентабельности активов:
Показатель 1
чистая прибыль
активы
Показатель 2
прибыльность продаж * обора-
чиваемость активов
Показатель 3
чистая прибыль *
чистые продажи
* чистые продажи
среднегодовая стоимость
активов
Показатель 4 чистые продажи
активы
Характеризует степень рентабельности использования оборотного и необоротного капиталов.
— коэффициент рентабельности реального основного капитала:
Показатель 1
чистая прибыль
реальный основной капитал
Показатель 2 чистые продажи
реальный основной капитал
Характеризует эффективность использования средств, вложенных в материальные ресурсы.
4. Показатели рентабельности собственного и заемного капитала.
— коэффициент рентабельности собственного и заемного капитала:
чистая прибыль
собственный капитал
Характеризует эффективность использования собственных источников финансирования или рентабельность.
— коэффициент эффективности инвестированного капитала:
Показатель 1 прибыль до вычета налогов +
выплачиваемые проценты +
собственный капитал
долгосрочный заемный капитал
Показатель 2 чистая + долгосрочный заемный
прибыль капитал
Характеризует конечный результат эффективности использования всего инвестированного
за длительный срок капитала.
5. Показатели доходности акционерного капитала.
Эти показатели включают:
— коэффициент доходности капитала.
Показывает уровень доходности вложений акционеров фирмы.
чистый доход акционеров
среднегодовая стоимость акцио-
нерного капитала
— прибыль на одну акцию
чистый доход акционеров
среднее число обращающихся
акций
— Показатель отношения рыночной цены акции к доходу на одну акцию.
цена акции
прибыль на одну акцию
Цена акции — это отношение суммы проданных акций к общему количеству акций, находящихся в обращении. Показатель показывает, какую часть дохода на одну акцию фирмы инвесторы могут заплатить, и определяет мнение о перспективах развития фирмы на фондовой бирже.