При исследовании СУ используется множество методов решения поставленных задач и вопросов. Для лучшего понимания их необходимо классифицировать.
Классификация – разделение исследуемого объекта по определённым правилам на соответствующие классы. – группы, позволяющие раскрыть их сущность, содержание, специфику и направление использования. Различают два подхода к классификации:
деление общего;
разделение целого;
Декомпозиция – вид классификации исследуемого объекта на связанные содержательные части., в совокупности представляющие единое целое, и исключающее использование другого какого-либо произвольного классификационного признака.
Стратификация – разделение многослойного исследуемого объекта на определенные слои (страты).
Обычно придерживаются правил классификации:
использование единого классификационного признака;
соблюдение соразмерности деления объекта;
отнесение каждой однородной группы классифицируемого объекта только к одной видовой группе;
использование многоступенчатой классификации, способной обеспечить её разветвленность в виде дерева исследуемого объекта;
обеспечение классификационной полноты для каждой ступени классификации.
Особое место в исследованиях занимают виды анализа. Среди них следует отметить прогностический, диагностический, детальный и глобальный., при проведении которых используется совокупность конкретных методов.
Доказательство, как категория исследовательской деятельности, предполагает приведение соответствующих аргументов, фактов и авторитетных точек зрения, подтверждающих на основе формальной логики истинность какого-либо суждения и определенного состояния, положения объектов исследования.
Основные приёмы доказательства:
гипотетический, основан на доказательствах по гипотезам;
фактологический, базируется на систематизированных достоверных фактах, в том числе экспериментальных;
аксиоматический, базируется на аксиомах;
ключевых категорий которые распространяются на реальные явления;
правовой, основанный на положениях норм права;
обратный, предполагающий использование абсурдных аргументов – противоположных доказываемому состоянию;
анализа свойств исследуемого объекта;
классификации факторов, влияющих на состояние и свойства объекта исследования.
Очень важно, чтобыаргументы, используемые при доказательствах, были истинными и независимыми.
В основе методов исследования СУ лежат определённые принципы, теории и законы, но их всегда можно классифицировать по следующим основаниям:
философский подход (всеобщие, общие, частные);
сложность (простые, сложные, комплексные);
охват явлений (общие и частные);
области применения (физические, химические, биологические, экономические, социологические);
точность результатов использования (достоверные, вероятностные);
структура (алгоритмические, эвристические);
содержание (математические, статистические и др.);
стадии исследования (подготовительные, исследовательские, внедренческие);
направление использования;
отношение к теории и эмпирики;
отношение к источнику информации;
охват научного инструментария;
отношение к науке и особенностям управления.
Результативность исследований СУ зависит от выбора методов. При это необходимо учитывать:
цели исследовательских работ;
требования, предъявляемые к конечным результатам исследования;
ограничения по срокам, ресурсам, возможностям исследователей;
имеющиеся данные об аналогичных исследованиях;
достоинства и недостатки каждого из рассматриваемых методов.
Выбор того или иного метода осуществляется:
интуитивно, руководствуясь опытом исследователя;
эвристически, используя приёмы логики и формальные методические правила;
экспертными способами, исходя из опыта, логики, знаний и интуиции экспертов;
консультативным способом, т.е. на основе рекомендаций специалистов-консультантов.
Наибольший эффект и объективность исследовательских работ может быть достигнута комплексным применением приемлемых для целей исследования СУ методов. При этом одни могут быть эффективны на одном этапе исследования, а другие на другом.
Социально-экономическое экспериментирование – одна из разновидностей эксперимента, представляющая собой реализацию искусственно созданного социально-экономического процесса в системе управления, на основе чего можно получить широкий спектр возможных состояний системы.
Социально-экономическое экспериментирование позволяет:
провести социальную диагностику управляющей подсистемы;
выявить механизмы происходящих социально-экономических явлений, взаимосвязи отдельного человека с другими людьми, группами и между ними;
оптимизировать социальные и экономические процессы в системе;
уменьшить социальные и экономические издержки системы;
оценить эффективность проведенного эксперимента.
Особенность социально-экономического экспериментирования в том, что это очень опасный вид экспериментального вмешательства, т.к. в нём участвуют люди. Поэтому накладываются соответствующие ограничения в виде предельно допустимых параметров на определенные процессы и явления.
Кадровое обеспечение социально-экономического экспериментирования исследователи-экспериментаторы и люди участвующие в эксперименте.
Организация эксперимента проходит по общей схеме.
формирование цели и постановка задач;
принятие решения о проведении социально-экономического экспериментирования;
сбор и анализ априорной информации;
принятие решения о проведении социально-экономического экспериментирования;
проведение социально-экономического экспериментирования;
обработка, анализ и интерпретация апостериорных данных;
принятие решения по результатам социально-экономического экспериментирования.
Примерами социально-экономического экспериментирования в России и СССР может служить «шоковая терапия» 1992 г., апробирование комплекса стандартов на управление промышленными предприятиями в 70-80 гг.
Опыт экспериментирования в управлении производством говорит об эффективности социально-экономического экспериментирования. Эксперимент показал, что в результате:
упорядочивалась деятельность управленческих работ;
рационально распределялся состав функций управления среди подразделений;
исключалось дублирование деятельности в аппарате управления;
позитивное изменение ОСУ;
повышается творческая активность и расширялись демократические начала в управлении предприятием.
С некоторых пор тест стали применять для исследования реальных систем управления. Особенно популярным стало тестирование в сфере образования. В управлении при помощи тестов исследуют проблемы, связанные с определением квалификации и аттестации персонала, распределение функций управления и ресурсов, выбором стиля управления. Это т.н. натурное тестирование. Примеры: апробация опытных нормативов по труду на рабочих местах, специально организованная дозированная утечка управленческой информации, позволяющая прозондировать ответную реакцию и др. Особенно глубокой подготовки требует широкомасштабное натурное тестирование, когда необходимо предусмотреть ответственность организаторов, учитывать допустимость рисков, возможность негативных последствий, в частности социального, экологического и материального ущербов.