Исследование – это научный труд или научное изучение рассматриваемого предмета, какого-либо объекта с целью определения закономерностей его возникновения, совершенствования, развития и получения новых знаний. Это в полной мере относится к исследованию теории и практики управления, которое связано как со специализированной научной функцией, так и с практической профессиональной работой в различных областях и сферах деятельности человека (менеджмента, экономики, производства, искусства, образования ит.п.).
Проблема исследования – противоречие в познании, характеризующееся несоответствием между новыми фактами и данными и старыми способами их объяснения. Первоначально возникает в форме проблемной ситуации и только потом осознаётся и формулируется в виде проблемы. На разрешение проблем направлена, как правило, вся научно-исследовательская деятельность.
Гипотеза – один из этапов ИСУ. Гипотеза – не вполне доказанное состояние системы в будущем. Гипотеза принимается, отвергается, корректируется.
Гипотезы могут рассматриваться как часть научной теории или как научное предположение, требующее последующей экспериментальной проверки.
По иерархической значимости гипотеза может быть генеральной; при необходимости её структурируют на вспомогательные гипотезы.
По широте использования гипотезы могут быть универсальными и частными.
«Рабочая гипотеза представляет собой предварительное предположение, выдвигаемое на начальном этапе исследования и служащее лишь первичным условным объяснением исследуемого явления. В дальнейшем, по мере уточнения названных условных объяснений и получения знаний с помощью рабочих гипотез, приходят к принятию конкретной гипотезы.
Концепция может быть как объектом и предметом изучения в ходе исследования, так и результатом исследования.
Концепцию понимают:
как комплекс основополагающих идей, принципов, правил, раскрывающих сущность и взаимосвязи исследуемых явлений или систем;
как комплекс положений, связанных общей исходной идеей, определяющих деятельность человека и направленных на достижение определенной цели.
Концепция исследования СУ есть комплекс основополагающих взглядов, идей, принципов, подходов и механизмов разрешения, совокупности проблем управления, проявляющихся в изучаемой системе. Она должна определить содержание многих компонентов и звеньев механизма разрешения исследуемых проблем.
Функция – одна из главных категорий СУ. Она ярко проявляется при взаимодействии и взаимосвязи её элементов. Функция – явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере его изменения.
Применительно к системам управления функция – это свойство системы, которое посредством связи воздействует на объект управления для достижения какой-либо цели; действие осуществляемое системой для достижения определённых целей.
Функционирование предполагает зависимость чего-либо от осуществления определённой деятельности. Функциональная роль исследования СУ – мера результата, получаемая за счёт выполнения исследовательских функций при изучении СУ, зависящего от их научного и практического целевого использования.
Для повышения эффективности исследований СУ следует предварительно определять ту конкретную функциональную роль, которая может в итоге повлиять как на внутреннюю, так и на внешнюю среду.
Контакт между механизмами мышления и механизмами управления осуществляется с помощью функциональных связей. Это связи между должностными лицами, подразделениями и службами организации в процессе осуществления ими своих функций.
Связь – процесс обмена информацией и материально-техническими средствами, обеспечивающий целостность и функционирование систем.
Связи могут быть синергетическими и рекурсивными. Синергетические обеспечивают при совместном функционировании отдельных элементов системы увеличение общего эффекта до величины большей., чем сумма эффектов этих же элементов, действующих независимо.
Рекурсивная связь позволяет определить, какое явление, происходящее в системе, причина, а какое – следствие, какая в системе величина аргумент, а какая функция.
В целом широкое использование и реализация значимых результатов исследований СУ на практике может иметь глобальные позитивные последствия.
Логические методы исследования представляют собой приёмы, относящиеся к логике и соответствующими её законам, закономерностям и принципам. Они отличаются целенаправленностью, упорядоченностью и последовательностью использования. Это позволяет использовать их при анализе СУ в ретроспективном плане, управленческом учёте, финансовой деятельности, маркетинге.
Логика является простым и практически действенным аппаратом изучения СУ. Основные логические приёмы:
понятие, позволяет выделить в исследуемом предмете самое существенное и общее;
суждение, следует рассматривать как форму мышления, утверждающую или отрицающую взаимосвязь изучаемого предмета с его тем или иным признаком или отражающую отношения между различными предметами, определяя истинность или ложность этих связей и отношений. Суждения могут быть простыми или сложными;
умозаключение, используется для получения новых заключений из других исходных посылок. С его помощью на основе абстрактного мышления создаётся новое знание, являющееся следствием известных положений;
доказательство;
аргумент;
тезис;
демонстрация.
Логические принципы исследования основаны на соблюдении следующих основополагающих законов:
закон тождества, согласно которому любая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе;
закон непротиворечия – два несовместимых суждения не могут быть одновременно истинными, т.е. как минимум одно из них ложно;
закон исключения третьего – два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, т.к. одно из них истинно;
закон достаточного основания – любая мысль признаётся истинной, если она имеет достаточное основание.
Формально-логические методы исследования:
аналогия – представляет собой способ получения нового знания об изучаемом предмете, опирающийся на ранее приобретённые знания о другом объективно подобном, но по существу различном объекте;
метод средних величин;
формулирование исследовательского вопроса;
обобщение, результат использования логических приёмов по переходу от рассматриваемых схожих свойств отдельной группы изучаемых явлений к более глубокому пониманию и новым знаниям о целой совокупности исследуемых однородных объектов.
При построении и функционировании СУ возникает множество вопросов и проблем. Проблема – противоречие, которое требует разрешения на основе проведения исследований. Вопрос – высказывание, фиксирующее неизвестные и подлежащие выяснению элементы какой-либо ситуации, задачи. Вопрос имеет сложную структуру, в нём имеется проблематическая и ассерторическая стороны, последняя характеризует предмет вопроса, выясняет нечто, существование чего подразумевается в нём и признаки чего пока неизвестны, а также очерчивает класс возможных значений неизвестного.