Для коммерческого бизнеса и рыночной функции предпринимательства важное значение приобретает местонахождение фирмы, поэтому целесообразно соответствующий раздел ввести в бизнес-план. Удачное расположение фирмы способно приносить дополнительную прибыль. Коммерческая деятельность всегда связана с арендой помещений. Арендная плата должна находиться на уровне современных рыночных критериев. Подобно цене, арендная плата формируется под влиянием рыночных сил, и для фирмы опасна как завышенная арендная плата, так и заниженная, так как она является симптомом малой привлекательности. Кроме того, с расположением фирм связаны производственные издержки, особенно в сфере коммерческого бизнеса. Поэтому в разделе коммерческого бизнес-плана, посвященного местоположению фирмы, необходимо представить сведения о том, по какому адресу располагается фирма, какое, помещение она арендует, арендует ли фирма землю, или она принадлежит фирме, есть ли необходимость реконструкции арендуемого здания и во что она обойдется, есть ли зональные ограничения по занятию бизнесом, какие виды бизнеса распространены в этом районе, чем привлекательно для фирмы данное место по отношению к другим, какую выгоду от местоположения будет иметь фирма.
Любая фирма должна хорошо знать и постоянно изучать своих конкурентов. Кредитные центры очень внимательно следят за тем, знает ли их клиент своих потенциальных конкурентов или нет. Поэтому в бизнес-плане должен найти место раздел «Конкуренция». Главная цель данного раздела состоит в том, чтобы точно определить тактику конкурентной борьбы и не допустить возможность промахов и ошибок.
Раздел «Финансовый план».[15] Этот раздел необходимо посвятить планированию финансового обеспечения деятельности фирмы с целью наиболее эффективного использования имеющихся денежных средств.
В этом разделе необходимо разработать совокупность следующих планово-отчетных документов:
§ Оперативный план (отчет).
§ План (отчет) доходов и расходов.
§ План (отчет) движения денежных средств.
§ Балансовый отчет (план).
Подобный перечень документов не совсем привычен для российских предпринимателей, но он соответствует требованиям мировой практики, которая опирается на несколько иную систему бухучета.
Оперативный план (отчет) отражает за каждый период результаты взаимодействия фирмы и ее целевых рынков по каждому товару и рынку. Этот документ должен разрабатываться службой маркетинга.
План (отчет) о доходах и расходах по производству товаров показывает, получит ли фирма прибыль от продажи каждого из товаров. Этот документ разрабатывается экономической службой фирмы по каждому из товаров.
План (отчет) о движении денежных средств показывает процесс поступлений и расходования денег в процессе деятельности фирмы. Он разрабатывается финансовой службой фирмы[16].
Балансовый отчет подводит итоги экономической и финансовой деятельности фирмы за отчетный период. Он обычно разрабатывается бухгалтерией.
В указанных планово-отчетных документах отражаются планируемые и фактические величины показателей за отчетный период. Продолжительность планово-отчетных периодов в зависимости от конкретных условий может изменяться в пределах: месяц, квартал, полугодие, год.
Основная цель любой коммерческой организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, - получение прибыли. Ради получения прибыли работают отдельные бизнесмены, предприятия и целые отрасли экономики. При этом отношение владельцев бизнеса к прибыли и способам ее получения весьма разное. Если для них прибыль – альфа и омега предпринимательской деятельности, ее главный результат, для достижения которого пригодны любые средства, то для других не маловажных мерилом являются способы ее получения, удовлетворения потребителей и следование собственным моральным принципам[17].
Казалось бы, в бизнесе нет места моральным исканиям и философским размышлениям. Здесь все подчинено единой цели и стратегии – зарабатывать деньги и наращивать прибыль, величина которой завтра должна быть больше, чем сегодня. Однако такой упрощенный и прямолинейный подход не может быть приемлем для современного бизнеса. Попытки многих бизнесменов и предприятий действовать лишь в рамках узкоэкоистических соображений, пренебрегая интересам потребителей, государства и общества, ведут в конечном счете к подрыву репутации бизнеса и его распаду.
Современный бизнес требует иных подходов к планированию и осуществлению предпринимательской деятельности.
В настоящее время большинством предпринимателей и предприятий используются усовершенствованные инструменты и способы успешного построения бизнес, которые начинаются с выработки философии и миссии будущей коммерческой деятельности.
Выработке собственной идейной и философской платформы организатора бизнеса или трудового коллектива должно предшествовать обсуждение корпоративных этических ценностей, которые станут основой для дальнейшей предпринимательской деятельности (рис. 1). В процессе выработки внутренней мировоззренческой позиции анализируются роль и место предприятия в системе рыночной конкуренции, отношение к потребителям, партнерам и конкурентам. Бизнес при этом рассматривается не просто как способ извлечения доходов, а как полезная для общества деятельность, приносящая материальное и моральное удовлетворение. Высокие конечные результаты, обусловленные бизнесом, создают положительные социальные эффекты и приемлемый уровень доходов для организаторов предпринимательской деятельности.
Рис. 1. Место философии и миссии в формировании целей бизнеса и практическом осуществлении предпринимательской деятельности.
Внешняя среда оказывает непосредственное влияние на философию и миссию бизнеса. В неразвитом рынке подавляющее большинство компаний сравнительно безболезненно обходится без миссий и различных моральных кодексов, и это не мешает им благополучно осуществлять предпринимательскую деятельность и получать значительные прибыли[18].
Однако с течением времени меняется рынок, внешняя среда, поведение потребителей, качество производимых компаний товаров и услуг выравнивается и перестает быть значимым конкурентным преимуществом. В новых условиях потребителям и партнерам требуется нечто большее, чем просто низкие цены и высокое качество продукции, - теперь в расчет принимается так же социальная значимость бизнеса, его польза для развития человеческого потенциала в вопросах экологии, культуры, образования. Именно эти факторы в индустриальных странах приобретают все больший вес в обеспечении конкурентоспособности бизнеса.
В России рыночная среда только начинает подходить к той ступени развития, когда компаниям требуется выработка собственной философии и миссии. Пока же для подавляющего числа фирм и предпринимателей миссии компании – это дань моде, некий декоративный элемент, не имеющий прикладного применения. Но деловая среда и мышление потребителей меняются очень быстро. Причина тому – глобализация бизнеса, интеграция российских предприятий в мировую экономику. Кроме того, отечественные потребители уже имели возможность познакомиться с высоким уровнем обслуживания и сервиса, предоставляемым лучшими российскими и иностранными компаниями. Теперь они ожидают аналогичного уровня и от других участников рынка. Соответственно, тем фирмам, которые рассчитывают повысить уровень собственного бизнеса до мирового, необходимо вносить серьезные коррективы и корпоративный менеджмент. А это, в свою очередь, можно сделать лишь в случае пересмотра многих принципов деятельности, философии и миссии бизнеса.