2.4. Продвижение продукции на рынок.
2.5. Описание поставщиков. Тактика поведения с поставщиками. Их доли в общем объеме поставок.
2.6. Описание потребителей продукции. Тактика поведения с потребителями. Их доли в общем объеме продаж.
2.7. Описание деятельности конкурентов, их тактика и стратегия на рынке.
2.8. Описание производителей товаров-субститутов.
2.9. Емкость рынка, на котором в данное время работает предприятие.
2.10. Доля рынка, контролируемая предприятием.
2.11. Оценка ситуации на других географических рынках.
2.12. Возможные поставщики сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Их доли в поставках.
2.13. Возможные потребители, их доли в закупках продукции предприятия.
2.14. Выводы о возможных объемах реализации продукции в каждом квартале на весь срок разработки бизнес-плана (точность предполагаемых расчетов будет уменьшаться с каждым последующим кварталом).
2.15. Выводы о возможных затратах на производство продукции в каждом квартале на весь срок разработки бизнес-плана (точность предполагаемых расчетов будет уменьшаться с каждым последующим кварталом).
2.16. Выводы о возможных объемах остальных видов затрат в каждом квартале на весь срок реализации бизнес-плана (точность предполагаемых расчетов будет уменьшаться с каждым последующим кварталом).
Примечание. Конкретизация пп. 2.14, 2.15 и 2.16 производится при разработке ежегодного бюджета предприятия (бюджетирование). Поэтому бизнес-план в обязательном порядке подлежит корректировке как по результатам работы за истекший год, так и результатам построения бюджета.
3. SWOT — анализ предприятия.
3.1. Сильные стороны предприятия.
3.2. Слабые стороны предприятия.
3.3. Возможности рынка и окружающей среды.
3.4. Угрозы рынка и окружающей среды.
3.5. Выводы из SWOT-анализа.
3.6. Предлагаемая система мероприятий и оценка экономической эффективности каждого мероприятия.
3.7. Установление последовательности реализации системы мероприятий.
4. Производственно-финансовый план.
Изучение содержания раздела «Производственно-финансовый план» бизнес-плана развития предприятия потребует более детального описания. Это связано с тем, что мы предлагаем ввести ряд новых элементов и положений.
Введем понятие траектории и контрольной точки.
Контрольной точкой принято называть такую точку на соответствующей схеме, где измерение численного значения какого-либо одного параметра позволяет судить о состоянии целого ряда систем, входящих в эту схему. Применительно к экономике в качестве такой контрольной точки можно рассматривать, например, численное значение коэффициента валовой прибыли (маржи). Если фактическое численное значение этого показателя соответствует его плановому значению, то это означает, что и выручка от реализации, и прямые затраты на производство удовлетворяют нормативным значениям. Кроме того, этот показатель позволяет менеджерам определять тактику и стратегию поведения предприятия на том сегменте рынка, на котором действует предприятие. Можно выделить также множество других контрольных точек, которые позволяют аналитику оценивать те или иные стороны деятельности предприятия.
Путь развития предприятия, предусмотренный на плановый период, мы будем называть траекторией. Под траекторией понимается непрерывная линия, которую описывает точка при движении относительно выбранной системы координат. При этом вид траектории существенным образом зависит от выбранной системы координат.
В связи с тем, что мы заменяем непрерывно меняющееся время его квантованием — дискретной величиной (поквартально), то вместо непрерывной линии в выбранной системе координат будет временная последовательность (во времени) точек, принадлежащих этой же кривой. В каждом квартале планируемого периода будет только одна такая точка. То есть квантом (дискретной величиной) временного параметра является квартал — размерность фактора времени.
В векторной записи каждая такая точка траектории представляется в виде:
|
(1) |
где Yt - точка траектории развития предприятия в t-м квартале в системе координат, имеющей размерность n (вектор размерности n);
е1, е2, е3, е4, .…, еn — базисные вектора или базовая система координат;
- координаты вектора Yt в базовой системе координат.
Формула (1) показывает однозначную связь между точкой, принадлежащей траектории Yt, и ее координатами a в выбранной базисной системе координат е. Это означает, что при разработке бизнес-плана развития предприятия вполне достаточно знать не сами точки траектории, а только их координаты в базисной системе координат.
Таким образом, перед разработчиками бизнес-плана развития предприятия ставятся следующие задачи:
- определить базовую систему координат;
- определить координаты (то есть плановые значения) для каждого базисного вектора.
Векторная запись (уравнение 1) обладает явным преимуществом — краткостью. Однако при практическом использовании в ходе разработки бизнес-плана развития предприятия будет более понятно и удобно пользоваться табличной формой, которая эквивалентна уравнению 1.
При табличном методе базовая система координат — это совокупность выбранных финансово-экономических показателей, отражающих финансовое положения предприятия. В этом случае количество выбранных показателей определяет и размерность базовой системы координат.
Например, если выбрано пять показателей, то размерность базовой системы координат будет равна 5 (е1, е2, е3, е4, е5). В этом случае в таблице будет пять строк с наименованиями указанных показателей.
Уравнение 1 примет следующую форму:
Так как количество колонок в такой таблице соответствует плановых кварталов, то в каждую колонку вносятся численные значения планируемых показателей для каждого квартала. Эти численные значения показателей есть не что иное, как координаты a из формулы 1.
То есть в I планируемом квартале:
- у первого планируемого показателя (е1) численное значение составит (1);
- у второго планируемого показателя (е2) численное значение составит (1);
- у третьего планируемого показателя (е3) численное значение составит (1);