По результатам энергоаудита руководство предприятия должно получить:
Оценку текущего энергопотребления с достоверными данными по объемам потребления всех ресурсов и суммам средств, затрачиваемым на них, по предприятию в целом, по отдельным участкам, и их удельные величины на каждый вид продукции.
Программу мероприятий по энергосбережению, содержащую систему мер организационного, правового и технического характера, направленных на постоянное и планомерное снижение издержек, при улучшении производственных, экономических и экологических показателей предприятия, и условий труда его персонала.
Таким образом, энергетическое обследование укажет правильные направления деятельности, а организовать и проводить практическую работу по повышению энергетической эффективности предприятия - задача его руководства и специалистов.
Энергетический аудит может быть:
- предварительным и подробным; простым или сложным; разовым;
- периодическим или перманентным (непрерывно продолжающийся, постоянный).
Предварительный аудит заключается в анализе потребления энергии определенным участком производства за установленный промежуток времени для определения удельного энергопотребления.
Подробный аудит заключается в сборе и записи полной информации о потребленной энергии на каждом участке производства за каждый временной период и в расчетах энергетических балансов и эффективности. Для эффективного проведения подробного аудита необходимо:
-сравнение основных показателей энергопотребления с другими предприятиями отрасли;
- обмен опытом с другими предприятиями, занимающимися производством однородной продукции.
Простой аудит состоит в определении наиболее значимых энергоэффективных мероприятий, внедрение которых позволит получить в короткое время значительный экономический эффект.
При сложном аудите выявляются не только внутренние резервы экономии ТЭР, но и влияние различных внешних факторов.
Сущность разового аудита может состоять как в проверке расходования отдельных видов, так и всех ТЭР, потребляемых организацией в нестандартных ситуациях (слишком большой расход или, наоборот, малый, значительное отклонение фактического расхода ТЭР на единицу продукции от установленного по норме и др.).
Периодический аудит проводится не реже одного раза в 5 лет, а перманентный продолжается непрерывно с целью недопущения отклонения фактических параметров от установленных нормативными документами.
Последовательность энергетического аудита:
1 Подготовка и организация работ.
2 Сбор данных.
3 Измерение.
4 Составление энергетического баланса.
5 Техобслуживание и ремонт. *
6 Возможности энергосбережения.
7 План мероприятий.
8 Отчетность.
После проведенного аудита осуществляется мониторинг и планирование необходимых мероприятий по устранению выявленных недостатков в энергопотреблении. Мониторинг и планирование означает сбор данных о потреблении и их сопоставление с основными показателями объема производства.
Для того чтобы управлять энергосбережением, необходимо знать величины энергопотребления. Для этого производятся сбор данных о потреблении энергоресурсов, их анализ, составляется отчет и намечается план действий по следующей схеме:
-оценка фактического состояния энергоиспользования на предприятии, выявление причин возникновения и определение значений потерь топливно-энергетических ресурсов;
- разработка плана мероприятий, направленных на снижение потерь топливно-энергетических ресурсов;
- выявление и оценка резервов экономии топлива и энергии;
- определение рациональных размеров энергопотребления в производственных процессах и установках;
- определение требований к организации по совершенствованию учета и контроля расхода энергоносителей;
-получение исходной информации для решения вопросов создания нового оборудования и совершенствования технологических процессов с целью снижения энергетических затрат, оптимизации структуры энергетического баланса предприятия путем выбора оптимальных направлений, способов и размеров использования подведенных и вторичных энергоресурсов.
Основное место в административном управлении энергосбережением занимает нормативно-правовое регулирование, суть которого состоит в разработке и принятии законодательных, нормативных и иных актов, стимулирующих участников процессов энергопроизводства и энергопотребления к осуществлению энергоэффективных мероприятий. Эти акты и формируют законодательную базу энергосбережения, включающую следующие основные документы:
1. Закон РБ «Об энергосбережении», принятый 15 июля 1998 года;
2. Постановление №1582 Совета Министров РБ от 16.10.1998 года «О порядке разработки, утверждения и пересмотра норм расхода топлива и энергии»;
3. Постановление №1583 Совета Министров РБ от 16.10.1998 года «О порядке проведения энергетического обследования предприятий, учреждений, организаций»;
4. Положение о порядке разработки и выполнении республиканских, отраслевых и региональных программ энергосбережения, утвержденное Советом Министров Республики Беларусь от 11.11.1998 года №1731;
5. Постановление №153 Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2003 года «Об утверждении соглашения о сотрудничестве государств – участников Содружества независимых государств в области обеспечения энергоэффективности и энергосбережения»;
6. Постановление №189 Совета Министров Республики Беларусь от 14.02.2003 года «Об утверждении положения об аккумулировании и использовании организациями, финансируемых из республиканского бюджета, средств, предназначенных на оплату топливно-энергетических ресурсов и сэкономленных ими от внедрения энергосберегающих мероприятий».
2. Оценка энергосберегающей деятельности ОАО «Белэнергоснабкомплект»
Открытое акционерное общество «Белэнергоснабкомплект» создано путем преобразования государственного предприятия «Белэнергоснаб-комплект» на основании приказа Минскгоримущества от 06.12.1996 года №514. В своей деятельности общество руководствуется уставом, зарегистрированным в Мингорисполкоме от 10.08.2000 №913.
Предприятие расположено по адресу: 220677, г. Минск, ул. К. Маркса, 12.
ОАО «Белэнергоснабкомплект» располагает зданиями и сооружениями производственного и складского назначения по адресу: г. Минск, 1-й пер. Монтажников, 8, общая площадь зданий, расположенных на территории базы, составляет 7316 м2, в том числе:
- административно-бытовой корпус – 1309,0 м2;
- склад №1 (прирельсовый) – 1161,1 м2;
- склад №2 (прирельсовый) – 1161,6 м2;
- склад №2 – 2890,9 м2;
- склад масел и красок (гараж) – 625,4 м2.
Основным видом деятельности является осуществление оптовой торговли изделиями из полиуретана для нужд энергосистемы Республики Беларусь, а также проведение тендеров на закупку оборудования и прочих товарно-материальных ценностей для РУП-облэнерго. Кроме того, на договорных условиях акционерное общество предоставляет предприятиям города складские площади для хранения товаров, оказывает услуги по перевозке товаров, осуществляет другие виды деятельности, направленные на обеспечение прибыльной работы и реализацию социальных и экономических интересов трудового коллектива.