По-прежнему актуальной остается проблема финансирования здравоохранения, в значительной мере определяющая качество и доступность медицинской помощи. Сравнивая Республику Беларусь со странами с высоким уровнем развития человеческого, следует отметить, что по количеству врачей на 100 тыс.населения наша страна находится на уровне таких стран, как Бельгия, Италия, Швейцария, Швеция[16,с.65]. За последние 13 лет государство значительно увеличило долю инвестиций в здравоохранение (см.табл.Б.5). Однако пока ещё остается довольно низким показатель ожидаемой продолжительности жизни. Он почти на 14 лет ниже данного показателя в Японии и более чем на 12 лет в Исландии, Швейцарии, Австралии, Швеции, Италии, Канаде[16,с.66]. Конечно, состояние здоровья населения влияет на средний возраст работников. В 2000г. он составил 39,4, а в 2008г. – 40,1 года (см.табл.Б.6). Видим улучшение показателей, которое, возможно, происходит благодаря повышению доли инвестиций в здравоохранение. В Программе социально-экономического развития на 2006-2010гг. ставится задача увеличения доли государственных расходов на здравоохранение до 7% к ВВП, что позволит приблизиться к мировым стандартам. Однако для повышения эффективности работы системы здравоохранения необходимо обеспечить прежде всего рациональное использование выделенных средств. Приоритетными направлениями развития здравоохранения должны быть формирование здорового образа жизни, расширение мероприятий по профилактике заболеваний, совершенствование государственного регулирования в области обеспечения населения медицинскими услугами и лекарственными средствами.
Стратегическая роль человеческого капитала в поступательном движении нашей страны к новой экономике обуславливает ряд задач по его интенсивному воспроизводству. Решение данных задач в образовательной сфере в значительной мере связано в процессами мировой глобализации и региональной интеграции, которые, с одной стороны, раскрывают возможности и обуславливают необходимость приобщения к мировому образовательному пространству, а с другой – обостряя условия не только межстрановой, но и межблоковой конкуренции, ставят перед странами довольно жесткие условия вхождения а него. Этот процесс для белорусской образовательной системы следует осуществлять поэтапно. Вхождение в общемировое образовательное пространство необходимо начать с освоения образовательных пространств наших ближайших союзников и соседей. Логически и геополитически оправданным в среднесрочной перспективе должно быть вхождение республики в единое европейское образовательное пространство. Определённым шагом в данном направлении может быть переход вузовской системы к новым образовательным стандартам, многоуровневой структуре высшего образования.
Динамика человеческого капитала зависит и от расширенно воспроизводящихся предпринимательских способностей. Необходима поддержка предпринимательства путем строительства инновационных центров, научно-технологических парков и инкубаторов малого и среднего предпринимательства, создания бюджетных, внебюджетных, венчурных и других фондов, способствующих предпринимательской деятельности.
Сформированный, пусть и самый высокоразвитый человеческий капитал, станет мертвым грузом, если он не найдет себе адекватного применения. Для того, чтобы его использование способствовало продвижению страны по пути становления новой экономики, необходимо создать соответствующие институциональные, правовые, социальные и экономические условия.
В октябре 2009 года проводилась пресс-конференция Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко СМИ регионов России. Александр Григорьевич сказал следующее: "…Один из наших важнейших ресурсов — человеческий потенциал. Этот капитал особенно ценен. И для его сохранения стоит подумать вот о чем. В нынешнем году будет сдвоенный выпуск школьников. Какие у них перспективы? Чтобы этот вопрос не стоял жестко, по-моему, имеет смысл обратить внимание на возможность увеличения набора в вузы, колледжи и профессиональные училища. А заодно зафиксировать стоимость получения образования на весь срок учебы. Да, это потребует дополнительных расходов. Но статус учащегося все же лучше, чем безработного. Да и в будущем от такого подхода отдача должна быть соответствующей. Успех, разумеется, зависит не только от качества человеческого капитала. Еще важнее эффективно его использовать. Шагом в этом направлении могло бы стать увеличение числа мест в магистратуре, аспирантуре, научно–технологических центрах для талантливых выпускников вузов. Еще один фактор увеличения бюджетных расходов. На этот раз по статье "Наука". Но очевидно и то, что наукоемкость нашего ВВП стоит повысить хотя бы до китайского уровня в 1,5 процента…"[19].
Естественно, что многие проблемы накопления и эффективного использования человеческого капитала как стратегического ресурса новой экономики носят дискуссионный характер. Однако не вызывает сомнения то, что привлечение внимания научной общественности, практиков хозяйствования политического руководства страны к этим проблемам будет способствовать продвижению Республики Беларусь по пути становления новой экономики.
Заключение
На основании всего изложенного в этой работе можно сделать следующие выводы:
1. Человеческий капитал – это специфическая ценность, представленная системой постоянно развивающихся, созидательно ориентированных и востребованных человеческих свойств, сознательное и целенаправленное использование которых обеспечивает расширенное воспроизводство требуемых для развития жизненных благ.
2. Основными элементами человеческого капитала являются трудовой и интеллектуальный капитал личности, а производными элементами – институциональный и социальный капитал. Причем социальный капитал иногда рассматривают как часть институционального капитала.
3. В условиях научно - технической революции образовался дефицит высококвалифицированных кадров, и в 50-е годы центр тяжести исследований сместился с процессов использования имеющейся рабочей силы на процессы создания качественно новой рабочей силы. Структурные изменения в совокупной рабочей силе, интерес к факторам экономического роста и экономической динамике явились причинами возникновения и развития теории человеческого капитала.
4. В оценке человеческого капитала существенным моментом признается учет стоимости воспитания, обучения и подготовки новых работников наряду с повышение квалификации.
5. Формирование человеческого капитала необходимо рассматривать как двухсторонний процесс взаимодействия индивида и общества.
6. Уровень экономического развития стран в современном мире определяется накоплением и развитием человеческого капитала, что отражает новое качество экономического роста.
7. Человеческий капитал практически во всех странах превышает половину накопленного национального богатства.
8. Необходимо дальнейшее совершенствование подходов к оценке человеческого капитала. Рассмотренная в работе категория – человеческий капитал – свидетельствует о необходимости создания государством оптимальных условий для отдачи от вложений в человека. При этом вложения в человека определяют необходимость совершенствования государственных механизмов, позволяющих более эффективно использовать современные экономические ресурсы общества.