Предпосылки для совершенствования методологии расчета значений показателей человеческого капитала создают важнейшие унифицированные принципы расширительной компании национального богатства. Эта методология отличается относительной простотой использования имеющихся статистических данных о ВВП, а также их перегруппировки и уточнения значений показателей инвестиций в человеческий капитал и накопления в составе национального богатства. Расширительная концепция позволяет более обоснованно рассчитывать значения показателей человеческого капитала как элемента национального богатства. При этом учитываются накопленные знания при эффективном участии в экономической жизни и оплате труда. Расчеты таких показателей вполне доступны для экспертов в большинстве стран, включая Беларусь. Получаемые оценки элементов по затратам государства, семей, предпринимателей и разных фондов позволяют определить текущие ежегодные совокупные затраты белорусского общества на воспроизводство человеческого капитала.
Высокий уровень специального образования человека подтвердится, если при работе за рубежом оплата его труда не ниже оплаты труда аналогичных работников соответствующих стран. Такие оценки, учитывающие различия в числе лет обучения и его качестве, использованы при экспериментальных расчетах для сравнения показателей человеческого капитала в странах СНГ с остальными странами (см.табл.А.1). человеческий капитал практически во всех странах превышает половину накопленного национального богатства. Это свидетельствует как об уровне развития стран, так и о различиях в материальном благосостоянии. Из данных таблицы видно, что половина богатства мира сосредоточена в странах "семерки" и ЕС, что обеспечивается преимущественно за счет человеческого капитала[5,c.67].
Уровень экономического развития стран в современном мире определяется накоплением и развитием человеческого капитала, что отражает новое качество экономического роста[5,с.66].
В главе 3 было представлено множество способов оценки человеческого капитала. Но в большинстве стран в настоящее время применяется "индекс развития человеческого капитала" (ИРЧП). В Беларуси также для оценки человеческого капитала применяется ИРЧП. Основным формам инвестиций в человека (расходам на здравоохранение, науку и образование) соответствуют активы человеческого капитала, выраженные в показателях средней продолжительности жизни населения, уровня его образования и реального душевого валового внутреннего продукта (ВВП). Агрегируемые в "индекс развития человеческого потенциала" эти показатели используются Организацией объединенных наций и Всемирным банком для сопоставления уровня развития разных стран и разделения их на три категории: с высоким, средним и низким уровнем ИРЧП. Создание подобного индекса - одна из попыток по-новому определить понятие экономического роста, с тем чтобы "развитие служило людям, а не люди - развитию"[20].
В 1990 г. ИРЧП Беларуси составлял 0,869; она занимала 40-е место среди стран мира и относилась к группе с высоким уровнем развития человеческого потенциала с показателями средней продолжительности жизни - 70 лет, охватом разными формами образования 98% взрослого населения и реальным ВВП на душу населения (в долларах по паритету покупательной способности - ППС) - 6440 долларов США[20]. С 1991г. показатель начал снижаться, но в последние годы опять идёт тенденция к увеличению. Сейчас по рейтингу развития человеческого капитала Беларусь занимает 67 место среди 177 стран со средним уровнем индекса человеческого капитала (ИРЧП), опережая по этому показателю все страны СНГ, кроме России. Однако по удельному весу расходов на образование наша страна уступает лишь 15 странам из группы с высоким уровнем человеческого развития. Причем, если проанализировать данные о размере инвестиций в образование, то следует отметить довольно позитивную тенденцию увеличения доли расходов в ВВП на финансирование образования за последние 13 лет (см.табл.Б.1). Анализ структуры индексов ИРЧП свидетельствует о том, что наиболее благоприятными и находящимися на уровне стран мира с высоким уровнем развития человеческого потенциала в Беларуси являются индексы уровня образования и грамотности взрослого населения. Показательно, что Республика Беларусь опережает все страны СНГ по показателю грамотности взрослого населения (99,6%) и подросткового населения (99,8%). Это безусловное преимущество человеческого капитала Беларуси[16,с.63].
В соответствии с принципами анализа человеческого капитала в республике назрела необходимость провести инвентаризацию и стоимостную оценку научно-технического потенциала для выявления направлений технологического прорыва, по которым Беларусь может в перспективе выйти на мировой уровень, сконцентрировав ограниченные государственные ресурсы на поддержке этих приоритетов. Необходима также социально-экономическая переориентация научно-технического потенциала на опережающее развитие тех технологических направлений и поколений техники, которые непосредственно "работают" на человека и улучшение среды его обитания[20].
С точки зрения развития сети учебных и научных учреждений и динамики контингента образовательной сферы, наша страна, несомненно, имеет высокие показатели. Как следует из таблицы Б.2, за последние 8 лет в Республике Беларусь значительно увеличилось количество специалистов с высшим образованием, что способствовало увеличению насыщенности экономики страны высококвалифицированными кадрами. Доля работников, имеющих высшее образование, возросла с 18,8 до 23,8%. Изменилось распределение работников по категориям персонала: доля специалистов возросла с 23,1 до 26,7%, а для рабочих снизилась с 63,6 до 60,2% (см.табл.Б.3).
Учитывая, что новая экономика характеризуется не просто знаниями, а знаниями, способными воплощаться в новейших разработках, инновациях во всех сферах экономики, особая роль принадлежит исследователям и ученым высшей квалификации. В нашей экономике доктора наук составляют 0,05%, а кандидаты наук 0,32% от численности экономически активного населения. Если проанализировать их возрастную структуру, то при имеющихся темпах подготовки этой кагорты ученых вполне можно ожидать убывающего воспроизводства. Причем ухудшение качественных характеристик занятого в науке персонала происходит прежде всего за счет более интенсивного оттока лиц младших и средних возрастов, старения научных кадров, что ведет не только к снижению показателей исследовательской продуктивности, но и к угрозе нарушения непрерывности и преемственности воспроизводства научных знаний, научных кадров и развития науки в целом. Особый спад был отмечен в 2005г Государство начало выделять больше денег на развитие науки. Вложения в развитие научно-исследовательский потенциал, как известно, являются не издержками, а возвратными, высокоэффективными инвестициями. Повышается заработная плата научных сотрудников. Если бы не приняли необходимые кардинальные меры, то разрыв поколений мог бы стать реальностью для белорусской нации. Новая экономика живет нестандартными идеями и решениями, которые генерируют высокоразвитый человеческий капитал. Этим во многом определяются наши возможности и место в новой экономике. На данный момент в стране достаточно новых идей. Это в определенной мере связано именно с ростом финансирования науки (см.табл.Б.4).