Принцип конкурентоспособности. Экономика сегодня качественно иная, вследствие чего меняются правила (принципы) планирования. Теперь перед ним стоят принципиально другие, более сложные задачи. Сейчас уже недостаточно обеспечения экономического роста - в системе приоритетов первенство принадлежит конкурентоспособности. Долговременная конкурентоспособность, определяемая прочностью и устойчивостью позиций в отраслевой, региональной национальной, общемировой системах разделения и кооперации труда, является основным принципом современной экономической стратегии страны и хозяйствующих субъектов.
Стратегическое планирование ставит целью комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться фирма в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития фирмы на плановый период.
Стратегическое планирование осуществляется путем реализации следующих процедур:
Анализ перспектив развития фирмы (выяснение тенденций и факторов, их определяющих, выявление «чрезвычайных ситуаций», которые могут изменить сложившиеся тенденции);
Анализ позиций в конкурентной борьбе (конкурентоспособность продукции фирмы на различных рынках и перспективы фирмы при реализации оптимальных стратегий во всех существующих видах деятельности);
Выбор стратегии в различных видах деятельности, выбор приоритетов и распределение ресурсов;
Анализ направлений диверсификации (оценка недостатков существующего набора видов деятельности и определение новых направлений).
В организации ООО «Флаббер» планирование осуществляется балансовым методом.
Балансовый метод планирования - это метод, обеспечивающий согласованность, равновесие и пропорциональность развития хозяйствующих субъектов Применение балансового метода объективно обусловлено действием закона планомерного, пропорционального развития экономики
Этот метод заключается в построении системы балансов, представляющих собой таблицы.[1]
Управление как процесс – это непрерывная цепь принятия и реализации решений.
Под управленческим решением понимается:
Творческий акт субъекта управления, определяющий программу и характер деятельности коллектива по решению назревшей проблемы;
Выбор одного из многих путей действия, который должен обеспечить переход организации от фактического состояния к желаемому.
Существенный признак управленческого решения состоит в том, что оно принимается при наличии назревшей проблемы.
Проблема – это ситуация, когда возникает различие между фактическим и желаемым состоянием системы.
Решения в управлении выполняют следующие роли:
– Направляющую – определяют цели и задачи деятельности;
– Организующую и координирующую – определяют порядок действий и взаимодействия участников;
Обеспечивающую – определяют количество необходимых ресурсов;
Стимулирующую – определяют порядок поощрения участников.
Типы производственных проблем и методы подготовки управленческих решений
Стандартная (или рутинная) проблема – отличается полной ясностью и однозначностью целей, затрат и самих решений. Процедура поиска решений осуществляется на основе заранее выработанных правил и методик. Расчеты одновариантны на основе нормативов. Например, определение потребностей в оборудовании, материала в зависимости от производственной программы.
Хорошо структуризованная проблема – это количественно сформулированные проблемы, в которых существенные зависимости выяснены настолько хорошо, что они могут быть выражены в числах или символах, получающих в итоге числовые оценки. [2]
Для решения данных проблем используются экономико-математические методы.
Например, поиск наилучшей загрузки производственных мощностей, разработка оптимальных режимов технологических процессов.
Слабоструктуризованные проблемы (или смешанные) – содержат как качественные, так и количественные элементы, причем первые – неопределенные - стороны проблемы преобладают.
Подготовка решений осуществляется с помощью методов системного анализа.
Например, создание новых производственных комплексов, техническое перевооружение производства, совершенствование организации управления крупным объектом.
Суждения, опыт, интуиция руководителей, квалифицированных специалистов приобретает решающее значение. Научные методы состоят в правильной организации экспертных опросов, квалифицированной подготовке данных.
Решения также могут быть:
· Запрограммированными
· Незапрограммированными.
Запрограммированные решения - результат реализации определенной последовательности шагов или действий. Число возможных альтернатив ограничено. Руководитель часто программирует решения под ситуации, повторяющиеся с определенной регулярностью. Даже в случае аварии должен быть предварительно разработан план ее ликвидации. В данном случае важно, чтобы обоснование алгоритма данного решения было известно исполнителям.
Незапрограммированные решения требуются в ситуациях новых, внутренне не структурированных.
На практике нет в чистом виде тех или иных задач.
Для того, чтобы выработать какое-либо решение необходимы:
Информация;
Профессиональные знания для работы над проблемой;
Формальные правила для выработки решения.
Для выработки всех решений осуществляются следующие этапы:
Выявление проблемы.
Признаки, по которым можно судить о том, что существуют определенные проблемы, требующие решения, можно выделить в 2 группы:
Принятое и реализованное ранее решение не дает ожидаемого результата (например, невыполнение плановых показателей указывает на наличие проблемы). Данные проблемы могут быть выявлены на любом уровне управления, функциональными подразделениями (плановый отдел, финансовый отдел, технологический отдел и т.д.), т.е. это обязанность руководителей линейных и функциональных служб;
Возникли новые внешние и внутренние условия, которые ведут к изменению цели. Например, продукция на рынке имеет спрос ниже предполагаемого уровня, появились возможности улучшить технологический процесс, конкуренты выпустили новую продукцию и т.д.
Эти проблемы гораздо сложнее и не всегда фирма имеет возможность для систематического анализа изменения условий. Это объясняет необходимость выделения определенных сил в организации, которые должны обеспечить отслеживание действия факторов окружающей среды.[3]
Анализ проблемы и постановка диагноза.
Необходимо определить природу недостатков (причинно-следственные связи). Причины возникновения проблемы могут быть следующими:
Первоначальный план действий был неудовлетворительным;
План действий был оптимальным, но его исполнение оказалось неудовлетворительным;
Существенным образом изменились события как во внешней среде, так и внутри предприятия и текущие действия не отвечают новым требованиям – необходима смена целей.
Поиск вариантов разрешения проблемы.