Для некоторых руководителей не существует такого понятия, как проблема. Они видят только возможности для приумножения успехов. фирмы. Руководите лее нужно учить пользоваться этими возможностями, а если они этому не научатся, их нужно менять.
1. Дьявол-фельдфебель закаливает характеры менеджеров
Прежде чем проснулись птицы, склон горы, на котором расположились 2 длинных здания и похожая на армейский плац площадка с флагштоком, вдруг огласился песней. Из мощных динамиков
Грянуло:
Дьявол-фельдфебель требует петь в 4–30 утра
Мы споем его любимый марш,
И голос наш, подобно клятве однополчан, – пронзит ад до самого дна – дна, где ползаем мы.
Мужчины в одежде, напоминавшей солдатскую форму, стремглав выбежали из здания и построились на площадке в шеренги. Но дьяволу-фельдфебелю показалось, что построение выполнено. Недостаточно быстро. «Отставить! Назад!» – прогремел приказ, и мужчины побежали обратно в общежитие-казармы. «Становись!» Опять толпа понеслась к флагштоку. Эти команды раздавались еще несколько раз.
На верхушку флагштока пополз флаг и шеренги запели гимн: «Мы, учащиеся «Школы дьявола», славим пот, который выдубил нашу кожу, и кровь, что впитала опыт, добытый потом. Мы славим тебя, наша школа!». Так каждое утро рекруты (слушатели школы) начинают свой тернистый путь к высотам искусства управления.
Инструктор Акио Ивата соглашается, что обучение похоже на армейскую муштру – но ведь и бизнес есть война. А директор школы Ясуо Мотохаси поясняет, что люди в фирмах трудятся добросовестно, но этого, мало – надо, чтобы они действовали стремительно и безошибочно, как автоматы.
На плацу – очередной поток, 220 служащих среднего звена промышленных и торговых фирм со стажем работы 1–2 года, все физически здоровы и имеют спортивную подготовку. Физическим упражнениям отводится львиная доля времени. Но основа основ обучения – не развитие выносливости, а закаливание характера, очень нужное современному менеджеру (американцы сильно удивились, узнав, что в школе не изучают такие классические дисциплины, как теория управления и искусство проведения деловых операций). Стоимость 13-дневного обучения – 1.000 долларов.
2. Составление отчета – первая дисциплина.
У каждого на куртке – 17 так называемых «лент позора», по числу изучаемых дисциплин. Сдал зачет – ленточку разрешат снять. Первая дисциплина после завтрака (состоящего из пары сырых яиц и горстки риса) – составление отчета о прошедших сутках учебы, который ежедневно высылается фирме. День ото дня на составление отчета, отводится все меньше времени и выдается листок меньшего размера, но требования к содержанию повышаются – отчет должен быть лаконичным, четким и полным, а главное – точным.
3. Разговор по телефону.
Впечатление о фирме создается у клиента по первому телефонному звонку. В школе обучают говорить по телефону вежливо, как в храме, информативно, как при вводе данных в компьютер, коротко, как при отдаче команды идти в атаку. За 2 минуты – ответ на любой вопрос.
4. Объяснение должно быть быстрым, кратким и понятным.
Привычную дорогу от работы нужно объяснить другому быстро и столь понятно, чтобы тот в одиночку проделал путь, не блуждая и никого не спрашивая. Так учащиеся натаскиваются коротко и предельно доходчиво объяснять подчиненным производственные задачи.
5. «Позитивное мышление».
Совершенно бессмысленный текст в 600 слов надо выпалить наизусть без единой ошибки. Получается на сотый раз. Слова вылетают помимо сознания, но громко, четко и уверенно. Для этого отрабатывается дикция. Дисциплина далека от мышления, как философский словарь от устава гарнизонной службы. Но инструктор считает, что «подобным образом и требуется передавать подчиненным приказы, поступающие от начальства».
По мнению слушателей, учиться здесь очень трудно, и самое трудное – научиться быстро и правильно принимать решения на основе полученного приказа.
6. Сорок кризисных ситуаций.
В школе учат добиваться цели, собрав воедино все душевные и физические силы. Насчет физических сил сказано верно, но силы душевные, сдается, выпускникам без надобности.
«Ситуация №5!» – командует инструктор. И учащийся на память декламирует перечень мер, которые необходимо предпринять, если фирма столкнется с трудностями, смоделированными в «ситуации №5». Таких ситуаций – 40. Учащиеся обязаны вызубрить рецепты на все 40 случаев. Разразился трудовой конфликт или банк отказал фирме в кредите, сократилась сумма продаж или продукция перестала пользоваться спросом, выпускник должен поступать в любом из 40 случаев автоматически.
7. «Истинный мужчина не опускает глаз!»
В первый день учебы главный инструктор «Школы дьяволов» Наоеси Фудзимори напутствует новобранцев: «В школе вы должны вытравить в себе чувство собственного достоинства». Мотохаси об этом же говорит так: «Наиболее частая причина невыполнения приказов – чувство стыда за поступки, которые требует выполнять начальство. Я придумал, как изживать подобное чувство у учащихся школы».
В «час пик» перед вокзалом на середину площади по очереди выходят «самураи бизнеса», громко называют свое имя и местожительства и во все горло принимаются петь. Находящийся в 50 метрах инструктор не позволит «солисту» уйти с площади, пока песня не станет перекрывать уличный шум:
«Мы потеем, когда производим товары, еще сильнее нам надо попотеть, чтобы продать их.
То, что достается нам со слезами, со слезами должно быть и продано».
8. Критика сламывает любую строптивую натуру.
Закаливают характеры и в процессе острой критики и самокритики во время специальных учебных «сессий». Назначенный инструктором критик, выбрав объект воздействия, без всяких церемоний сначала касается нравственных изъянов критикуемого, а затем доходит до реальных фактов и даже предположений – присутствующие помогают критику, объект защищается, н в пылу полемики выворачиваются наружу все человеческие слабости объекта.
Особенно резко критикуют эгоистов – на объект выплескивается целый ушат обвинений. Его заставляют каяться в грехах, отказываться от приоритета собственных интересов. Такая критика сламывает любую строптивую натуру – через 2–3 «сессии» эгоизм рассеивается, как утренний туман.
9. Речевки.
Популярное воспитательное средство – широко известный на востоке метод речевки (неоднократное проговаривание стандартных фраз), который практикуется на каждом шагу. Даже перед отходом ко сну рекруты, сняв одежду и выстроившись в шеренгу, во всю мощь легких неоднократно выкрикивают: «Я мою голову водой!», «Я тру тело мылом!». Это делается не случайно: речевка дисциплинирует поведение.
10. Отработка «управленческого голоса».
Первая шеренга рекрутов по команде во всю глотку выводит гаммы, другая – выкрикивает выдержки из катехизисов поведения, третья – горланит один из учебных гимнов, исполнение которых является обязательным на выпускных экзаменах. Главный критерий оценки – громкость пения: чтобы управлять людьми, менеджер должен громко отдавать распоряжения.