рефераты по менеджменту

Японская модель управления на рубеже ХХI века: традиционное и современное

Страница
13

Примером современного высшего управляющего может служить Акио Морита, являющийся одним из основателей электротехнической корпорации «Сони» и председателем её правления. Его портрет включает в себя многие характеристики лидеров делового мира Японии. Обладая настойчивостью, разносторонними, незаурядными способностями, умением принимать самые неожиданные, рискованные решения в любом направлении деятельности, будь то сфера производства новой продукции, подбор управленческих кадров или взаимодействие с персоналом, А. Морита из небольшой компании, в которой работало в период её основания в конце 40-х всего 20 человек, сформировал корпорацию, получившую известность во всех странах мира.[106]

Деловые качества японских высших управляющих привлекают внимание многих зарубежных кампаний. Вследствии этого ведущие менеджеры японцы с середины 80-х годов начали получать от зарубежных фирм предложения о заключении контрактов на работу. Так, «Американский банк национального развития» в конце 1987 года пригласил на работу, в своём финансовом департаменте, сроком на семь лет Н. Ватанабэ, бывшего эксперта по странам Латинской Америки экспортного отдела компании «Мицубиси дзидосё». Н. Ватанабэ родился в 1932 году, поступил на работу в группу «Мицубиси» после окончания испанского отделения Токийского института иностранных языков в 1956 г. Он работал в течении 16 лет представителем отдела маркетинга и координации в Сальвадоре и Гватемале в 1984 году, был признан в отделе лучшим экспертом по зарубежным странам.[107]

Система подготовки японских управляющих.

Усилившийся акцент на черты характера в 80-е годы отнюдь не означает, что скажем, базовой квалификации кандидатов на высшие управленческие должности уделяется меньше внимания. Как и прежде диплом о высшем образовании играет превалирующую роль.

Высший управленческий персонал японских компаний всегда характеризовался значительной долей выпускников элитарных, «традиционных» вузов: Токийского и Киотского университетов, университетов Хитоцубаси, Васэда, Кэйо. Однако с недавнего времени доля выпускников указанных вузов в составе высших управляющих начала сокращаться. В тоже время удельный вес высших управляющих в возрасте моложе 55 лет преобладают выпускники «нетрадиционных» вузов (в середине 1987 года, среди вновь назначенных президентов компаний 65% были выпускники «нетрадиционных» вузов.)[108]

Но высшие управляющие – выпускники «традиционных» вузов не уходят окончательно со сцены. «Университетское братство» выпускников элитарных университетов, которые находятся на ответственных постах в частных компаниях, правительственных органах, государственных учреждениях, по-прежнему играет немаловажную роль в хозяйственной и политической жизни страны, в том числе как один из вариантов взаимодействия различных секторов экономики. Поэтому выпускники элитарных высших учебных заведений в перспективе на будущее, будут представлены в высшем звене управления японских компаний.[109]

Анализ специальностей высших управляющих, полученных в системе базового образования, показал совершенно очевидное преобладание «гуманитариев» в высшем управленческом корпусе, которое прослеживается на протяжении продолжительного периода и, видимо, сохраниться в ближайшем будущем.

По данным исследования японского учёного Ё. Аонума, проведённого в начале 60-х годов, 23% высших управляющих получили после окончания вузов инженерно-технические специальности, а 42% - гуманитарные. В 1987 году среди вновь назначенных президентов компаний инженерно-техническое образование имело 30%, а гуманитарное 58%.[110]

Возрастающее значение гуманитарной специализации высших управляющих связано, вероятно, с тем, что в высшем звене управления первостепенное значение имеет способность стратегического предвидения развития корпорации и изменение среды её хозяйствования. Гуманитарное образование даёт более широкий и разносторонний кругозор, чем инженерно-техническое, содействуя формированию этой способности.

За общими цифрами роста доли высших управляющих, имеющих гуманитарное образование, кроются заметные изменения пропорций различных гуманитарных специальностей, полученных в высших учебных заведениях. Так в 1962 году специальности связанные с коммерческой практикой, получили 22% высших управляющих, с экономикой 13%, с юриспруденцией 6,5%, а в 1987 году базовые специальности распределились следующим образом: коммерческая практика 7,3%; экономика 23,3%, юриспруденция 20,5%.[111]

Статистическое исследование 35 молодых высших управляющих в возрасте от 25 до 34 лет, проведённое в середине 1987 года показало, что среди традиционных гуманитарных специальностей, таких, как экономика, юриспруденция, коммерческая практика, появилась новая для высшего управленческого корпуса японских компаний специализация – управление. Характерный для современного этапа уровень развития производительных сил, вызвал необходимость профессиональной подготовки управляющих, поэтому среди высших менеджеров японских компаний, можно увидеть лиц, получивших базовое управленческое образование. Процентный расклад основных гуманитарных специальностей среди молодых высших управляющих выглядит следующим образом: юриспруденция – 25,7%; управление - 22,9%; экономика – 17%; коммерческая практика – 8,6%.[112]

В Японии существует два способа получения высшего управленческого образования: первый – окончание высших учебных заведений управленческого профиля, а второй – обучение в аспирантуре по специальности «управление» после окончания неуправленческого высшего учебного заведения. Как правило, лица получающие образование по второму способу, получают его за рубежом.[113]

Если говорить о первом способе получения базового управленческого образования, то характерной иллюстрацией может служить указанное выше обследование молодых высших управляющих, которое обнаруживает, что высшие управляющие, имеющие базовое управленческое образование, оканчивали в основном университет Кэйо (34,3% опрошенных), а остальные – «нетрадиционные» вузы управленческого профиля.[114]

В качестве примера подготовки управляющих по второму способу, можно упомянуть президента компании «Фудзи ксерокс» Ё. Кобаяси, который закончил экономический факультет университета Кэйо, а затем поступил в аспирантуру Пенсильванского университета по курсу - управление.[115] Кроме того, в качестве примера, в качестве примера можно упомянуть президента компании « Ниссан флауэ миллинг» господина О. Сёда, который окончил Токийский университет, а потом прошёл ещё и аспирантуру при Гарвардском университете по курсу «управление».[116]

В будущем в Японии будет увеличиваться число специализированных учебных заведений, готовящих профессиональных управляющих, а в вузах появиться дополнительные курсы по управлению. Может произойти «разделение труда» между вузами по подготовке специалистов, которое наметилось на данный момент. Но основной характер подготовки в вузах и других учебных заведениях к управленческой деятельности сохранит свою традиционную для японской системы образования универсальную направленность. Активно будет развиваться и второй способ подготовки профессиональных управляющих, так как в процессе обучения по данному способу, кандидаты на высшие управленческие посты имеют возможность не только получить специализированные управленческие знания, но и приобрести практические навыки общения и работы с иностранными коллегами, что имеет важное значение в условиях интернационализации экономики Японии.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту