В Японии человек с его слабостями и возможностями помещён в самый центр управленческой концепции. Благодаря этому в японской системе управления сложилась строго иерархическая триада приоритетов – человек, финансы, технология. Японские методы управления в корне отличаются от европейских и американских методов. Это не значит, что в японцы управляют более эффективно, скорее можно сказать, что основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных плоскостях, и имеют очень мало точек пересечения. Японский менеджмент, основанный на коллективизме, использует весь спектр морально-психологических рычагов воздействия на личность. И, прежде всего это чувство долга перед коллективом, что в японском менталитете почти тождественно чувству стыда. Учитывая то, что налоговая система работает на усреднение доходов и материального состояния населения, в обществе минимально расслоение по благосостоянию, это и даёт возможность использовать чувство коллективизма или «группизм» максимально эффективно. Чем же отличается японские методы управления от методов, которые используются в других странах? Прежде всего, своей направленностью: основным предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы. Цель которую ставит перед собой японский управляющий, повысить эффективность работы предприятия в основном за счёт повышения производительности труда работников. Между тем в европейском и американском менеджменте основной целью является максимализация прибыли, то есть получение наибольшей выгоды с наименьшими усилиями.
Одной из основных составляющих любой системы управления является то, что главную роль в этой системе играет менеджер, и в частности высшее звено управленческого корпуса (руководители предприятий, президенты компаний и корпораций, вице-президенты и т.д.)Высший управленческий аппарат в Японии имеет свои, особые черты. Институт высшего управления в Японии берёт своё начало в 16 веке, и связан, прежде всего, с появлением торгово-промышленных домов. Первыми представителями высшего управления можно считать наёмных управляющих (банто), которые занимались ведением всех хозяйственных дел. Институт высшего управления развивался на протяжении всей истории развития японской экономики, начиная с периода феодализма и до наших дней. Это развитие шло на фоне трансформации торгово-промышленных домов феодальной Японии в капиталистические монополии конца 19 века, их дальнейшей трансформации в концерны (дзайбацу) первой половины ХХ века, и перерастания их в промышленные группы второй половины ХХ века. На современном этапе высшие управляющие японских предприятий представляют собой особую, имеющую свои характерные черты социальную группу японского общества.
Важнейшей характеристикой этого социального слоя является элитарность, которая сохраняется благодаря преимущественному подбору кандидатов на посты высшего управления из лиц принадлежащих к состоятельным слоям, и имеющих возможность получить престижное образование. Однако в последнее время отмечена тенденция продвижения на управленческие должности наиболее способных работников, и отступление от жесткого принципа отбора на основе оценки престижности законченного высшего учебного заведения, что может привести к расширению социальной базы высшего управленческого корпуса.
Следует отметить , что с середины 70-х годов ХХ века появляются новые черты портрета высшего управляющего. Их возникновение связано в основном с изменением критериев подбора кандидатов на высшие управленческие посты, с осуществлением попыток ввести систему продвижения в связи с индивидуальными способностями – так называемая система «быстрого пути», расширением деятельности по переподготовке и повышению квалификации, увеличением приёма в управленческое звено корпораций бывших государственных служащих и представителей профсоюза компании. Кроме того, появление новых черт социального портрета высших управляющих связано с ростом доходов высшего управленческого звена и изменением структуры этих доходов, а также с появлением женщин в структуре высшего управления и т.д. По мнению исследователей, эти тенденции будут сохраняться в ближайшем будущем, а их влияние на высшее звено японского управления будет увеличиваться.
В заключении хотелось бы отметить, что в современный период развития международного сотрудничества происходит интернационализация культуры менеджмента, что в свою очередь даёт возможность для изучения и применения управленческого опыта лидеров мировой экономики. Понимание японского менеджмента наверняка поможет российским бизнесменам и экономистам глубже разобраться в проблемах экономики своей страны, даст возможность внедрения некоторых принципов японской модели управления на российских предприятиях, что в свою очередь сделает возможным совершенствование производства. Тем более, что предприятия работающие «по-японски» уже созданы в США, Великобритании, Малайзии, Таиланде и многих других странах.
[1] Сутягина М.В. Соотношение сил японских монополистических групп //Япония. Ежегодник. М.: Наука, 1978. С. 103-125.
[2] Певзнер Я.А. Государственно-монополистический капитализм в Японии // Сб. Япония: Экономика и политическая история. М.: Наука, 1979. 359 с.
[3] Современный монополистический капитализм: Япония. М.: Наука, 1981. 356 с.
[4] Соколов А.И. Япония: экономика и образование. М.: Наука, 1982. 230 с.
[5] Окумура Хараси Корпоративный капитализм в Японии. М.: Наука, 1986. 245 с.
[6] Масанори Моритани Современные технологии и экономическое развитие Японии. М.: Наука, 1986. 150 с.
[7] Сутягина М.В. Группа Сумитомо. М.: Наука, 1979. 359 с.
[8] Ясуока Сигэоки История Мицуи: пер. с японского. М.: Прогресс, 1986. 245 с.
[9] Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий. М.: Прогресс, 1987. 250 с.
[10] Шонбергер М. Японские методы управления производством. М.: Наука, 1988. 290 с.
[11] Шимизу Р. Высшее управление японскими фирмами. М.: Изд-во Восточной литературы, 1989. 200 с.
[12] Оучи У. Методы организации производства: японский и американский подходы. М.: Наука, 1993. 230 с.
[13] Вахрушев В. Принципы японского управления.// Эти невероятные японцы. М.: Прогресс, 1992. 32 с.
[14] Пронников В.А. Ладанов И.Д. Управление персоналом в Японии. М.: Наука, 1995. 175 с.
[15] Каору И. Японские методы управления качеством. М.: Экономика, 1989. 295 с.
[16] Матрусова Т.Н. Япония: материальное стимулирование в фирмах. М.: Наука, 1992. 194 с.
[17] Чернышёв В.Н. Человек и персонал в управлении. М.: Финпресс, 1997. 568 с.
[18] Уткин Э. История менеджмента. М.: Наука, 1997. 224 с.
[19] История менеджмента / под ред. Валового Д. М.: ИНФРА, 1997. 256 с.
[20] Журавлёв П. Мировой опыт в управлении персоналом. М.: Прогресс, 1998. 232 с.
[21] Геронин Н. Япония: что такое пожизненный найм //Союз. 1990. №17.
[22] Спекончук Ю. В ожидании чуда // Новый мир. 1991. №2.
[23] Ёнемура Н. Цукамото Х. Опыт послевоенной Японии в реформировании экономики //ВЭ. 1992. №11.
[24] Лукашенко О. Побываев С. Японская экономическая реформа //ВЭ.1994. №4.