Стандарты на системы качества не заменяют стандартов на качество продукции и являются дополнением к ним, а не их альтернативой. Они устанавливают требования к системам качества, которые позволяют предприятию постоянно и гарантированно выполнять требования ТУ и стандартов на качество продукции.
Европейский подход к качеству ориентирован на создание единой системы законов по оценке и подтверждению качества, согласованию национальных стандартов и правил сертификации, создание региональной структуры организаций и лабораторий по сертификации продукции и систем качества. В этих условиях была создана система всеобщего управления качеством. Она включает: входной контроль материалов, контроль готовой продукции, оценку качества продукции, оценку качества производственных процессов, контроль аппаратуры, дающей информацию о качестве, использование информации о качестве, обучение методам обеспечения качества, гарантийное обслуживание, создание атмосферы заинтересованного участия в повышении качества.
Стандарт в переводе с английского — это норма, мерило, образец.
Стандартизация — это установление обязательных требований по безопасности, совместимости и взаимозаменяемости, это разработка рекомендаций по потребительским показателям продукции. Главная задача стандартизации — создание системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции, изготавливаемой для нужд населения, предприятий, государственного хозяйства. Действующая система стандартизации поддерживает в актуальном состоянии:
• единый технический язык;
• унифицированные ряды важнейших технических характеристик продукции (допуски, посадки, напряжения, частоты и т. д.);
• типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий;
• систему классификаторов технико-экономической информации;
• достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ. Закон о стандартизации в России принят в 1993 г. Он установил основные
положения, принципы, понятия, порядок организации работ в области стандартизации, которые являются обязательными для всех органов управления и предприятий. Требования закона распространяются на изготовителей продукции, продавцов, исполнителей услуг, проектные, транспортные, конструкторские и прочие организации. Здесь определены меры защиты прав потребителей, государства в целом, порядок контроля, ответственность за нарушения и процедуры надзора за соблюдением требований. Формирует и реализует государственную политику в области стандартизации Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации. Стандартизация базируется на ряде принципов:
• повторяемость во времени либо в пространстве;
• вариантность (минимум рациональных разновидностей);
• системность (взаимосвязь стандартов).
Классификация объектов по показателям качества осуществляется по классам и сорту. Когда класс обозначен числом, то высшему качеству обычно присваивается 1, а с понижением класса — соответственно, 2, 3, 4 и т. д. Когда класс обозначен количеством знаков, например, числом звездочек, то обычно низший класс имеет меньшее число звездочек. Требования к качеству это выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы дать возможность их реализации и проверки. Термин «требования» охватывает рыночные, контрактные, инструктивные условия. Они могут быть сформулированы с различной степенью детализации и задаются через номинальные, относительные или предельные значения. Требования общества вытекают из законов, инструкций, кодексов, условий защиты окружающей среды, здоровья и безопасности людей.
К нормативным документам по стандартизации относятся:
• государственные стандарты (ГОСТ);
• общероссийские классификаторы технико-экономической информации (ОКТЭИ);
• стандарты отраслей (ОСТ);
• стандарты предприятий (СТП);
• стандарты научно-технических обществ (СТО).
Государственные стандарты включают: обязательные требования к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, по технике безопасности и производственной санитарии, а также по совместимости и взаимозаменяемости продукции; методы контроля требований к качеству продукции, работ и услуг; параметрические ряды и типовое конструирование изделий; основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортированию и хранению, а также утилизации продукции; правила оформления технической документации, допуски и посадки, термины, определения и обозначения, метрологические и другие общетехнические правила и нормы.
Систему качества на предприятии можно представить из трех уровней:
1. Общефирменная политика в области качества, регламентирующая области качества, цели по качеству, организационную структуру.
2. Методические материалы, определяющие мероприятия и последовательность действий, направленных на рост качества.
3. Рабочие инструкции для реализации процессов по повышению качества.
В общем наборе нормативной документации предприятия в области качества можно выделить:
1. Задачи руководства (политика в области качества).
2. Система документации и планирования.
3. Документация требований и их выполнимость.
4. Качество во время разработки (планирование, компетентность, документация, проверка, результат, измерение).
5. Качество во время закупок (документация, контроль).
6. Обозначение изделий и возможности их контроля.
7. Качество во время производства (планирование, инструкции, квалификация, контроль).
8. Проверка качества (входные проверки, межоперационный контроль, окончательный контроль, документация испытаний).
9. Контроль за испытательными средствами.
10.Обращение с дефектными изделиями.
10.Корректирующие мероприятия.
11.Качество при хранении, перемещении, упаковке, отправке.
12.Документирование качества.
13.Внутрифирменный контроль за системой поддержания качества.
14.Обучение персонала.
15.Применение статистических методов.
Обеспечение качества — комплексное руководство всеми фразами деятельности, от замысла до выпуска готовой продукции. Управление качеством осуществляется «от колыбели до могилы».
Контроль — деятельность, включающая проведение измерений, экспертизы, испытаний или оценки характеристик объекта и сравнение полученных результатов с установленными требованиями для определения того, достигнуто ли соответствие по каждой из этих характеристик.
Самоконтроль — контроль выполненной работы ее исполнителем в соответствии с установленными правилами.
Проверка — подтверждение путем экспертизы и представление объективного доказательства того, что установленные требования были выполнены.
Элементами процесса внедрения системы обеспечения качества являются: