• заинтересованность руководства высшего звена;
• создание руководящего совета по обеспечению качества;
• создание службы обеспечения качества;
• вовлечение в деятельность по обеспечению качества всего руководящего состава;
• привлечение к деятельности по обеспечению качества всего персонала;
• всеобщее обучение аспектам и методам обеспечения качества;
• создание целевых групп по совершенствованию процессов;
• вовлечение поставщиков и субподрядчиков в деятельность по обеспечению качества;
• разработка и реализация краткосрочных планов и долгосрочной стратегии по обеспечению качества;
• проверки (аудит) системы обеспечения качества.
Оценка качества проводится систематически и призвана подтвердить способность объекта выполнить установленные требования. Проверка качества — это систематический анализ, позволяющий определить соответствие показателей деятельности и результатов в области качества запланированным их значениям. Проверка качества осуществляется лицами, которые не несут персональной непосредственной ответственности за проверяемый участок. Одной из целей проверки является оценка необходимости проведения улучшающих или корректирующих действий.
При анализе качества выделяют несколько уровней деятельности: анализ со стороны, руководства, анализ как деятельность специализированной службы предприятия, анализ отдельных работ.
Анализ со стороны руководства — официальная оценка высшим руководством состояния системы качества и ее соответствия политике в области качества. Он может включать также и собственно анализ политики в области качества.
Анализ контракта — систематическая деятельность, предпринимаемая поставщиком до подписания контракта, чтобы убедиться, что требования к качеству точно определены, избавлены от двусмысленности, документально оформлены и могут быть выполнены поставщиком. Анализ контракта является обязанностью поставщика, но может быть выполнен совместно с потребителем.
Анализ проекта — документированная, всесторонняя и систематическая проверка проекта с целью оценки его возможности выполнять требования к качеству, выявлять проблемы и определять способы их решения. Анализ проекта может проводиться на любом этапе процесса проектирования, но должен быть окончательно сформулирован до его завершения.
Для оценки показателей качества могут применяться следующие виды шкалы измерения:
1.Шкалы абсолютные.
2.Шкалы отношений. В этом случае отсчет ведется с нуля, а масштаб определяется выбранной системой единиц физических величин.
3.Шкалы интервалов. Начало «нуль» выбирается условно, а масштаб определяется выбором системы единиц.
4.Шкалы порядков. Результат измерения в этом случае представляется как упорядочивание в порядке убывания или возрастания предпочтительности.
5.Шкала наименований. Процесс измерений состоит в отнесении объекта к одной из классификационных групп.
Первые три шкалы дают результат в виде числа, четвертый — это число, приписываемое объекту и характеризующее номер места или число очков, пятый — это условный номер или название классификационной группы.
Комплексный показатель качества формируется как комбинация из единичных показателей. Иногда комплексный показатель определяется по отклонению от эмпирической средней зависимости между единичными показателя-пи качества. Наиболее часто применяют аддитивную форму сложения единичных показателей.
Задачами службы управления качеством являются защита репутации фирмы, защита потребителя от дефектной продукции, сокращение непроизводительных работ, предупреждение брака. Служба управления качеством должна постоянно предупреждать стремление к росту производства в ущерб качеству продукции.
Из набора функциональных обязанностей этой службы можно отметить:
1. Поддержание по возможности уровней качества продукции в соответствии с политикой фирмы в отношении качества.
2. Оказание помощи другим подразделениям в деле обеспечения качества выпускаемой продукции.
3. Выдача рекомендаций по введению новых или изменению действующих требований к качеству.
4. Поддержание связей и обмен информацией с другими службами.
5. Определение методов отбора и подготовки работников в области обеспечения качества продукции.
6. Определение методов и периодичности проверок продукции.
7. Участие в составлении рабочих инструкций.
8. Обеспечение контроля технологических процессов.
9. Участие в оценке проектных решений.
10.Составление статистических отчетов.
11.Анализ причин и видов брака.
По всем направлениям внутрифирменной деятельности можно выделить конкретные показатели качества:
• производство (объем брака, ошибки в рабочих нарядах, процент забракованных изделий, первоначальный выход продукции без брака);
• конструирование (количество изменений в расчете на один чертеж, количество ошибок, выявленных в ходе анализа проекта, количество ошибок, выявленных в ходе испытаний);
• маркетинг (точность прогнозных допущений, количество неправильно составленных заказов, ошибки в контрактах, затоваривание продукцией);
• информационные услуги (количество отчетов, выпущенных не по графику, ошибки компьютерных программ, количество исправлений в текстах, время получения информации);
• закупочная деятельность (избыточные запасы, время получения материала, простои из-за нехватки материалов);
• бухгалтерский учет (процент просроченных платежей, неверные бухгалтерские записи, ошибки в платежных документах).
Фактическое качество формируется в производственных подразделениях. Причины брака:
1. Непригодная технология.
2. Неправильно исполненная работа.
3. Неправильная наладка оборудования.
4. Плохая конструкция приспособлений.
5. Неправильное техническое обслуживание.
6. Неисправное оборудование.
7. Дефекты материала.
8. Разрушающие испытания.
9. Неправильное считывание показаний приборов.
10.Непонимание того, что брак приводит к убыткам.
11.Недостаточное знакомство с оборудованием.
12.Некачественные чертежи.
13.Некачественные инструкции.
14.Неправильное применение инструмента.
15.Несоответствие возможностей оборудования и технологии.
16.Плохое освещение.
17.Вибрация.
18.Плохой инструктаж.
19.Несоответствие сырья предъявляемым требованиям.
20.Сознательные отступления от инструкции.
21.Сознательные ошибки.
При оценке качества на предприятии различают:
• качество машины (мощность, точность, надежность, безопасность, эстетичность, экономичность);
• качество труда (причины выпуска бракованной продукции, число рабочих с правом личного контроля);
• качество продукции (производственное, потребительское, экономическое);
• качество технологии (безопасность, экономичность, удобство). Затраты, связанные с качеством — это затраты, возникающие при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, а также связанные с потерями, когда не достигнуто удовлетворительное качество. Затраты, связанные с качеством, классифицируются внутри организации согласно ее собственным критериям. Некоторые потери можно определить точно, другие — ориентировочно, хотя последние могут быть очень существенными (например, потеря престижа фирмы). Примерами потерь качества являются утрата потребительской удовлетворенности, потеря возможности дополнительно увеличить стоимость изделия, а также расточительное использование ресурсов и материалов.