- должностная инструкция – документ, регламентирующий функциональные обязанности, права, ответственность, назначение и место работника в туристском предприятии;
- правила внутреннего трудового распорядка – документ, определяющий организацию работы предприятия.
Таким образом, организационная структура управления ООО «Арландина-2004»:
- обеспечивает координацию всех функций менеджмента;
- устанавливает полномочия и ответственность руководителей и каждого сотрудника;
- во много определяет стиль менеджмента, организационную культуру, эффективность труда сотрудников и функционирования предприятия в целом.
Структура управления ООО «Арландина-2004» постоянно совершенствуется в соответствии с изменяющимися внешними и внутренними условиями. Любое реформирование структуры управления рассматривается с точки зрения повышения эффективности функционирования предприятия.
Конкуренция среди предприятий туристского рынка растет, следовательно, повышается культура и качество обслуживания. Эти факторы оказывают сильное воздействие на систему управления предприятиями туристского бизнеса, в т.ч. и ООО «Арландина-2004». Продолжают развиваться такие формы, как доставка документов по туру на дом, организация корпоративных туров, проведение различных акций и мероприятий.
Для решения проблем дальнейшего развития ООО «Арландина-2004», а также укрепления своих позиций на рынке товаров и услуг в перспективе необходимо прежде всего совершенствование механизма управления. К основным элементам механизма управления предприятием туристического бизнеса ООО «Арландина-2004» можно отнести: хозяйственный (коммерческий) расчет, внутрифирменное планирование, ценообразование и финансы, кредит, маркетинг и стимулирование эффективной хозяйственной деятельности.
Наиболее важную роль в ООО «Арландина-2004» при этом играет коммерческий расчет как важнейший метод хозяйствования, синтезирующий в себе экономические рычаги и инструменты, направленные на соизмерение затрат и результатов, а также обеспечение рентабельности предприятия.
Организация коммерческого расчета в ООО «Арландина-2004» основана на следующих общих принципах хозяйствования:
- окупаемость затрат на производство и реализацию туров и рентабельность процесса обслуживания туристов;
- оперативно-хозяйственная самостоятельность в распоряжении производственными ресурсами с ориентацией производства туристического продукта на удовлетворение рыночного спроса на выбранном сегменте потребителей туров;
- материальная заинтересованность в эффективном ведении хозяйства всех работников предприятия туристического бизнеса;
- финансовый контроль со стороны руководства над ходом и результатами хозяйственной деятельности.
Другой важнейшей функцией механизма управления предприятия туристического бизнеса ООО «Арландина-2004» является совершенствование внутрифирменного планирования. Предприятие не может эффективно функционировать, не разработав планов развития своих производственных мощностей с учетом спрогнозированных перспектив развития. При этом система прогнозов, долгосрочных и краткосрочных, перспективных и текущих планов предусматривает меры по достижению всех основных целей развития предприятия туристического бизнеса ООО «Арландина-2004».
Важными элементами механизма управления в ООО «Арландина-2004» являются цена и финансы, определяющие взаимодействие предприятия туристического бизнеса с внешней средой. Цена создает экономические условия для формирования системы финансирования, кредита и заработной платы. Финансовое воздействие на процесс производства продукции предприятия туристического бизнеса ООО «Арландина-2004» проявляется в распределении и перераспределении стоимости. Однако финансы не только участвуют в процессе распределения, но и оказывают активное воздействие на изменение стоимостных пропорций.
При этом финансовый механизм в ООО «Арландина-2004» способствует переходу предприятия туристического бизнеса на путь интенсивного развития и экономии факторов, используемых при производстве туристического продукта. Финансовая система призвана ускорить социально-экономическое развитие предприятия туристического бизнеса, неуклонный рост получаемой прибыли и других финансовых результатов, улучшить взаимоотношение предприятия с бюджетом на основе налогов, призванных укрепить механизм коммерческого расчета, обеспечить действенный финансовый контроль над процессами воспроизводства.
Важную роль в развитии вышеуказанного механизма в ООО «Арландина-2004» играет переход предприятия туристического бизнеса на проведение эффективной политики по самоокупаемости и самофинансированию, поставив уровень доходов своего коллектива в прямую зависимость от результатов его работы.
Особое значение в повышении эффективности управления ООО «Арландина-2004» также имеет анализ издержек обращения, который сводится не только к проверке выполнения плана, но и к объективной оценке соблюдения сметы расходов, а также к выявлению резервов относительного сокращения расходов, разработке мер по устранению непроизводительных затрат, бесхозяйственности, расточительства. В процессе анализа изучается динамика издержек обращения, выявляется и измеряется влияние отдельных факторов на их величину.
Предприятие туристического бизнеса ООО «Арландина-2004» выполняет три тесно связанных между собой функции: производство туристического продукта; реализацию туристского продукта и организацию туров. В связи с этим издержки ООО «Арландина-2004» включают наряду с затратами на производство туристского продукта расходы по реализации и организации потребления туров и сопутствующих услуг. По данным проведенного исследования, более 50% всех расходов предприятия туристского бизнеса ООО «Арландина-2004» приходится на издержки производства; примерно 30% - на расходы по организации проведения туров и до 20% - на издержки по оказанию сопутствующих услуг. В планировании и учете издержки ООО «Арландина-2004», таким образом, не подразделяются, а отражаются в совокупности, хотя указанное деление позволяет дать им более глубокую оценку. Расходами в туристском бизнесе принято называть издержки производства и обращения. При этом основная задача управления производственным процессом на предприятии туристского бизнеса ООО «Арландина-2004» связана с выявлением путей и возможностей относительного сокращения расходов и разработкой мер по их использованию.
Для этого на предприятии туристского бизнеса ООО «Арландина-2004» должен постоянно осуществляться контроль выполнения поставленных задач. Основной же задачей самого контроля в ООО «Арландина-2004» является своевременное выявление отклонений от заданной программы, оперативное принятие мер по ликвидации или предупреждению отклонений. Контроль за выполнением решений в ООО «Арландина-2004» осуществляется путем глубокой проверки положения дел на месте, бесед с исполнителями, получения от них необходимых справок (информации), регулярного заслушивания отчетов ответственных за исполнение лиц (менеджеры и специалисты) на совещаниях, получения и переработки информации на совещаниях с руководящими работниками о ходе выполнения планов работы, анализа статистических данных о деятельности коллектива, критических замечаний и предложений работников, писем и заявлений.