Как правило, подготовка стратегической информации о кадрах сопутствует расчету годовых премий каждому сотруднику, где не последнее место занимают проблемы трудовой загрузки и дисциплины.
Таблица 6. Структура координационного плана по работе с персоналом
АКБ «АЛТАЙ - БАНК»
1. Целевые установки на 2010 год увеличить число сотрудников, имеющих экономическое образование; провести аттестацию специалистов филиалов (головного офиса); реализовать систему оценки профессиональных качеств сотрудников на их рабочих местах (на примере двух управлений); решить вопросы морального стимулирования сотрудников, их материально-технической поддержки. |
2. Перечень совместных (с другими подразделениями и службами) мероприятий по реализации целевых установок, в том числе: в области подбора кадров, закрытия вакансий; в области развития системы связей, отношений, повышения трудовой дисциплины и морального климата; в области стимулирования и мотивации сотрудников; в области повышения квалификации и информирования персонала; в области разработки инструкций и документов по управлению персоналом. |
3. Система контроля, внутреннего аудита за исполнением и результативностью плана. |
Формируя корпоративную культуру, могут быть предложены следующие конкретные мероприятия:
Четкий ритуал организации приема в банк новых сотрудников (буклет о банке с необходимой информацией о подразделениях, работающих с персоналом; вручение в день приема на работу пропуска в банк, справочных телефонов; организация периода адаптации новичков к условиям работы в банке, включая закрепление наставников; обучение новичков).
Организация конкурсов профессионального мастерства среди сотрудников банка, установление особого ритуала поощрения лучших по профессии, возможно, определение «человека года» банка. Главное здесь – система публичного поощрения, лучше с приглашением членов семьи.
Планирование карьеры сотрудников (содействие в обучении, стажировке, передвижении).
Установление льгот и поощрение для сотрудников, проработавших в банке определенное число лет, например, 5 и более лет.
Попытаемся на основе процессного подхода и технологий бизнес-моделирования произвести точный расчет для оптимизации оргструктуры и численности персонала в банке.
Необходимо анализировать и оптимизировать деятельность банка на основе расчета трудоемкости бизнес-процессов. В таком случае можно избежать непредвиденных простоев или больших задержек в бизнес-процессе. Особенно это актуально для клиентских бизнес-процессов, где время ожидания и качество обслуживания сильно влияют на лояльность клиентов.
Следует сразу подчеркнуть, что для использования данной методики в банке должны быть формализованные описания бизнес-процессов и в рассматриваемом банке они есть.
На основе экспериментальных расчетов и различных экспертных оценок была выведена следующая формула:
N = (T / F) / (W x U x (1 – R)),
где N — рекомендуемое количество сотрудников;
T — трудоемкость всех бизнес-процессов, в которых участвует Управление (в часах);
F — индекс формализованности бизнес-процессов Управления (0 … 1);
W — количество рабочих часов в месяц для одного сотрудника;
U — индекс полезного использования рабочего времени (0 … 1);
R — индекс для рисков сокращения трудового времени: болезни, простои, форс-мажоры (0 … 1).
Важно отметить, что индексы должны устанавливаться для конкретного банка на основе наблюдений и статистических расчетов.
Ключевые переменные данной формулы — это T и W. Остальные переменные обусловлены факторами, оказывающими значительное влияние на рекомендуемое количество сотрудников.
Если значения всех индексов принять равными единице, тогда получится классическая формула N = T / W, которая является предельно прозрачной и не вызывает никаких сомнений.
Поясним смысл формулы. Общая трудоемкость всех бизнес-процессов (T) Управления делится на индекс формализованности бизнес-процессов (F) Управления. Если мы описали все бизнес-процессы, в которых участвует Управление, и рассчитали их трудоемкость, тогда индекс F равен единице и переменная T остается без изменений. Если же мы не описали какие-то бизнес-процессы и не рассчитали их трудоемкость, то это надо как-то учесть и увеличить переменную T. Это увеличение можно сделать за счет деления T на индекс F < 1.
Количество рабочих часов в месяц для одного сотрудника (W) равно произведению длительности одного рабочего дня (обычно это 8 час.) на количество рабочих дней в месяце (обычно это 19–23 дня).
Если индексы U и R равны единице, то переменная W остается без изменений. Но на практике часто бывает, что рабочее время используется сотрудниками не со 100%-ной эффективностью, а иногда сокращается по непредвиденным причинам (сбои в компьютерах или локальной сети, болезни сотрудников и т.п.). Отметим, что U обычно стремится к единице, а R, наоборот, стремится к нулю.
Таблица 7. Расчет оптимальной численности сотрудников
Трудоемкость всех бизнес-процессов, в которых участвует Управление (в час.) — T |
900 |
Количество рабочих часов в месяц для 1 сотрудника — W |
168 |
Поправочные коэффициенты для расчета численности сотрудников | |
Индекс формализованности бизнес-процессов Управления — F |
0,7 |
Индекс полезного использования рабочего времени — U |
0,9 |
Индекс для рисков сокращения трудового времени — R |
0,05 |
Рекомендуемое количество сотрудников для данных временных трудозатрат |
9,0 |
Текущее количество сотрудников Управления |
7 |
Трубуется прием новых сотрудников? |
Да |
Сколько требуется новых сотрудников? |
2 |
В результате расчета рекомендуемое количество сотрудников получилось равным 9. Текущее количество сотрудников Управления равно 7, следовательно, для нормальной работы Управления и функционирования соответствующих бизнес-процессов необходимо принять еще двух сотрудников. Заключительное решение, конечно, остается за начальником Управления.