Таб. 2 Свойства системы
Свойство |
Содержание |
1. целостность |
Свойство проявляется в том, что банк состоит из определенных отделов, между которыми существуют связи, благодаря чему банк может функционировать. Сам по себе отдельно взятый отдел – это еще не банк. |
2. интегративность |
Существуют системообразующие факторы – здание банка, капитал, и системосохраняющие факторы – реклама, наличие квалифицированных кадров |
3. коммуникативность |
Банк не изолирован от внешней среды (клиентов, других банков) и взаимодействует с ней – наличие банков-корреспондентов, предоставление консультационных услуг юридическим лицам. Существует система высшего порядка – Центральный Банк РФ, нижележащие системы – ВУЗы, готовящие будущих работников банка, и системы одного уровня – другие банки, т.е. конкуренты. |
4. иерархичность |
Совет учредителей Директор отделы |
Состояние – банк имеет 16 банков-корреспондентов
Поведение – банк приобрел акции крупной издательской группы, выпускающей около десятка газет и журналов
Равновесие - банк состоит из определенного количества отделов, работает 5 дней в неделю с 9 до 18 часов
Устойчивость – банк не разорился во время финансового кризиса и продолжает нормально функционировать
Развитие – банк открывает дополнительные пункты обмена валют, расширяет перечень предоставляемых услуг юридическим и физическим лицам
Производственный процесс можно представить в следующем виде:
Рис 1. Производственный процесс
Денежные ресурсы
|
|
Кредитование
Лизинг
Факторинг
Долевое участие средствами банка в хозяйственной деятельности предприятий
Таб. 3.Внешняя среда с выделением факторов прямого и косвенного воздействия
Фактор |
Содержание |
Влияние на организацию |
Факторы прямого воздействия | ||
1. конкуренты |
Коммерческие банки; некоммерческие организации, предоставляющие некоторые традиционные банковские услуги |
Конкуренты оказывают огромное влияние на работу банка. Банк вынужден следить за деятельностью конкурентов, проводить анализ их деятельности и следить за появлением новых услуг. Банк должен реагировать на малейшие изменения в работе конкурентов, будь то появление нового рекламного ролика на телевидение или снижение процентных ставок. |
2. Потребители-поставщики |
Юридические и физические лица, пользующие услугами банка: акционеры, заемщики, вкладчики, векселедержатели |
Акционеры: банк должен выплатить акционеру дивиденды. При выпуске и продаже акций банк получает возможность привлечения ресурсов для долгосрочных инвестиционных проектов. |
Заемщики: банк должен провести определенный сбор информации о заемщике, оценить его платежеспособность. Банк получает проценты с предоставленного кредита. | ||
Векселедержатели: банк должен заботится о надежности векселя, степени доверия к нему. Вексель для банка – средство привлечения кредитных ресурсов. | ||
Вкладчики: для банка вклады – основной вид пассивов, т.е. важный ресурс для проведения активных кредитных операций. А от этого, в свою очередь, зависит размер дохода банка. Поэтому банк проводит работу по привлечению вкладчиков. | ||
3.Законодательная база, институты, контрольные органы |
Центральный Банк РФ, аудиторы, налоговые органы; законы, регулирующие банковскую деятельность и т.д. |
Для того чтобы иметь право осуществлять различного рода операции, банк должен получить лицензию. Банк должен иметь определенный резерв в ЦБ РФ, платить налоги в бюджет и действовать в соответствии с законами, регулирующими банковскую деятельность. Т.о. банк находится в строгих рамках закона. Нарушая их, банк может лишиться лицензии, а, следовательно, прекратить деятельность. |
4.Социально-экономические условия |
Уровень доходов, уровень жизни населения, базовые ценности и т.д. |
От этого фактора напрямую зависит количество вкладчиков, спрос на предоставляемые банком услуги. |
5. Международные события |
Кризисы на мировых рынках, военные события, выплата долгов МВФ |
Если в какой-то стране происходит кризис или начинаются военные действия, то нарушается система банков-корреспондентов, соответственно, банк теряет проценты от некоторых операций, которые не могут больше осуществляться (например, перевод денег в эту страну) |
6. Научно-технический прогресс |
Внедрение новых технологий в обслуживающие процессы; появление новых услуг; автоматизация управления |
Научно-технический прогресс затрагивает важную сферу деятельности банка – предоставление услуг пользования пластиковой картой. Банк должен следить за последними изменениями, вовремя внедрять их. Автоматизация управления тоже напрямую зависит от данного фактора, т.к. внедряя новые технологии в этот процесс банк сокращает издержки. |
7. Политические события |
Смена финансовой политики государства, назначение нового главы ЦБ, вступление России в ВТО |
Может усилиться государственное регулирование банковской деятельности, измениться порядок работы банка по некоторым пунктам. Например, сейчас в России нельзя открывать филиалы иностранных банков, но в Государственной думе периодически поднимается этот вопрос. Если это произойдет, то большинство банков прекратят свое существование. |
8. Рынок трудовых ресурсов |
Высококвалифицированные специалисты по банковскому делу |
От уровня профессионализма нанимаемых сотрудников зависит результат работы банка. |
Факторы косвенного воздействия | ||
9. Групповые интересы |
ФПГ, осуществляющие определенную деятельность относительно банка, направленную на выживание банка с рынка финансовых услуг |
Банк должен вовремя понять, что его хотят выжить с рынка. Он вынужден вступать в какие-то стратегические альянсы, чтобы противостоять этому процессу. |