Наиболее выраженной чертой менеджера "традиционной" организации оказалась такая черта, как сдержанность и осторожность. При этом респонденты указывают на интеллект и культуру, а также личное обаяние руководителя. Согласно оценкам респондентов, успешному менеджеру "традиционной" организации свойственны порядочность, недостаточная решительность, отсутствие стремления к внедрению инноваций и самосовершенствованию. Почти все информационные потоки в организации такой руководитель замыкает на себе, стремится поддержать стабильность и устойчивость. Он старается поддерживать "статус-кво", поскольку это дает возможность продержаться в данный период (стихийной рыночной экономики) на рынке услуг. Менеджер "традиционной" организации, по мнению респондентов, должен обладать высоким уровнем профессиональных знаний в данной отрасли, то есть иметь базовое торговое образование, быть прирожденным (харизматическим) лидером и стараться быть в курсе событий, которые происходят в коллективе, вовремя принять соответствующие организационной задаче меры ("держать руку на пульсе").
Менеджер "рыночной" организации имеет иные личностные и деловые качества. Во-первых, он довольно прямолинеен и может быть, поэтому не очень привлекателен. Испытуемые подчеркивали его энергичность, непредсказуемость, силу и властность. Согласно оценкам респондентов, ему свойственно стремление привлекать профессионалов к решению внутриорганизационных проблем (отбор и выдвижение кадров, переобучение персонала). Отмечено также стремление к внедрению новых методов и приемов торговли, поиску новых форм взаимодействия с покупателями в виде широкого спектра дополнительных услуг. Такой менеджер, по мнению респондентов, должен обязательно владеть знаниями по психологии, экономике, маркетингу, высшее образование - обязательное условие. Ему свойственна высокая коммуникабельность, умение устанавливать контакты с работниками всех уровней власти. Он не боится устанавливать обратную связь с работниками и готов поддержать их в сложных производственных ситуациях. В то же время ему свойственны определенная моральная гибкость и изворотливость. Анализ полученных результатов выявил возможность двоякой интерпретации описанных типажей. Неоднозначность трактовки обусловлена различным истолкованием слова "успешный" применительно к менеджеру в сфере торговли. С одной стороны, в данных характеристиках описывались качества усредненного менеджера, обобщались черты как руководителей доперестроечного времени, так и современных высокоэффективных менеджеров-предпринимателей. С другой стороны, характеризуя успешного менеджера, испытуемые исходили из того, что он должен действовать в нашем, еще не совсем сложившемся правовом пространстве. Нельзя также полностью исключить и возможности атрибуции определенным типам менеджера ряда характеристик, свойственных идеализированным представлениям управленцев о том, каким должен быть по-настоящему успешный менеджер.
Выводы
Анализ современных теоретических концепций зарубежных и отечественных ученых показывает, что организационная культура является одним из приоритетных факторов эффективного управления. Однако на сегодняшний день у исследователей нет единого мнения относительно содержания данного понятия. Формирование организационной культуры в значительной мере связано с национальными, историческими различиями, а также с менеджментом.
Содержание организационной культуры задается в том числе и параметрами управления организацией в сферах: кадрового менеджмента, системы принятия решений и распределения уровня ответственности, оценки результатов работы и контроля, коммуникации и межличностных отношений.
Результаты данного исследования позволяют выделить среди торговых предприятий две модели организационной культуры, условно обозначенные как "рыночная" и "традиционная". При этом установлены основные дескриптивные признаки этих моделей по параметрам управления организацией.
В исследовании выявлены эталонные представления или ожидания относительно управленческих компетенции менеджера торговой организации. К ним относится большое число качеств, являющихся профессионально важными как для самой деятельности, так и отдельных ее элементов. Из перечня качеств, к которым данная профессиональная деятельность предъявляет повышенные требования, могут быть выделены наиболее значимые: знания в области теории управления и умения в области практики управления; способность к коммуникации и умение работать с людьми, компетентность в области специализации предприятия.
Полученные данные свидетельствуют о том, что представления о качествах успешного менеджера в сфере торговли существенно различаются в выделенных моделях организационной культуры. По параметру профессиональных знаний выделяется: для "традиционной" модели - базовое торговое образование, для "рыночной" - любое высшее образование, а также стремление к самообразованию в области психологии, экономики, маркетинга По параметру коммуникации сотрудники "рыночной" модели ориентированы на умение менеджера устанавливать обратную связь с подчиненными, а для сотрудников "традиционной" модели важным является умение менеджера всегда быть в курсе всех событий, как положительных, так и отрицательных, что называется "держать руку на пульсе". Параметр "лидерство" в ожиданиях сотрудников "традиционной" модели означает харизматические способности, а для "рыночной" модели - это психологическая грамотность, психологическая поддержка
Выявленные модели организационной культуры торговых предприятий могут быть использованы при изучении механизмов поддержания и изменения культурных процессов в организации, проектировании ее новых видов.
Чрезвычайно перспективным направлением изучения оргкультуры представляется продолжение работы по исследованию влияния национальных особенностей на организационное поведение. Знание особенностей деловой национальной культуры поможет менеджеру осознать причины и возможные последствия многих собственных решений, решений и поступков коллег и подчиненных, руководства и акционеров. Представляется, что колоссальный потенциал, накопленный отечественной психологией управления, может быть успешно использован в изучении организационной культуры.