Психологическая защита – это механизмы поведения, обусловленные врожденным потенциалом и жизненным опытом личности, который позволяет ей ограждать свою субъективную реальность от посягательств окружающих и разрушительной самокритики.
Психологическая защита срабатывает автоматически, снижая напряженность и улучшая самочувствие, но она не помогает решать стоящие перед личностью внешние проблемы. Однако имеется возможность влиять на эти механизмы, что позволяет увидеть препятствия и найти выход из трудной ситуации. Для этого необходимо осознать существующие механизмы защиты. Рассмотрим некоторые механизмы психологической защиты:
Механизм «забывания» - это вытеснение из сознания того, что вызывает душевный дискомфорт, в подсознание;
Механизм «отрицания» проявляется в избавлении от угрожающих переживаний, вызванных окружением, путем отгораживания от их существования;
Механизм «рационализации» - это попытки объяснения нерациональных поступков рациональными, логическими доводами;
Механизм «замещение» - это защита от нестерпимой ситуации с помощью переноса реакции с «недоступного» объекта на другой – «доступный» или замены неприемлемого действия на приемлемое;
Механизм «регрессии». Человек откатывается к ранним, низшим формам поведения, когда не выдерживает напряжения, которого от него требуют взрослые формы поведения. Появляющиеся детские формы демонстративны и призваны замаскировать, заменить, отодвинуть поведение, которое человек не хочет принять и осуществить.
Среди других механизмов психологической защиты можно выделить отчуждение, идентификацию, интеллектуализацию, компенсацию, сублимацию и т.д. Человек редко пользуется каким-либо одним механизмом психологической защиты, чаще всего они комбинируются в зависимости от ситуации и состояния человека.
Знание особенностей механизмов психологической защиты помогает оптимально организовать свой опыт, осознанно создавать новые стратегии и модифицировать старые, делать свое поведение более гибким и свободным.
В процессе своей деятельности человек, так или иначе, производит впечатление на людей, с которыми сталкивается в процессе своей деятельности. Произведенное впечатление может быть положительным или отрицательным, может помогать человеку или препятствовать достижению его целей.
Для того чтобы производимое впечатление помогало достижению намеченных целей необходимо прикладывать определенные направленные усилия для управления впечатлением, которое производит человек на окружающих.
Целенаправленное приложение усилий для произведения положительного впечатления на собеседника подразумевает знание всех компонентов, из которых складывается впечатление. Рассмотрим более подробно те составляющие, которые влияют на произведенное впечатление:
Внешний вид человека (одежда, аксессуары, макияж женщин). Чаще всего люди судят о человеке на основании первого впечатления, которое он производит в течение первых пяти-семи секунд, и первое что бросается в глаза – это внешний вид человека.
Жесты, мимика. Современные психологи утверждают, что в процессе общения невербальная составляющая занимает 65 – 75%, а вербальная всего 25 – 35%. Выражение лица человека, его поза, жесты, которые он использует, передают гораздо больше информации, чем то о чем человек говорит и на основании этой информации складывается отношение к нему со стороны его собеседника.
Речь человека. Важнейшим фактором воздействия на окружающих является ораторское искусство. Умение говорить точно, грамотно, выразительно, позволяет человеку не только выражать свои мысли, но и производить приятное впечатление на окружающих.
Поведение человека. Под поведением в данном случае подразумеваются действия (или бездействие) человека. Поведение может закрепить произведенное положительное впечатление, а может свести его на нет.
Таким образом, для того чтобы произвести положительное впечатление на собеседника необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- Одежда должна быть аккуратной, уместной, со вкусом подобранной. Она должна подчеркивать вашу физическую привлекательность, а не заслонять ее;
- Используйте открытые жесты, жесты, подчеркивающие ваше отношение и вашу речь. Избегайте излишних жестов;
- Улыбайтесь!
- Выражайте свои мысли четко, грамотно. Оживите свою речь интонациями, паузами, изменениями темпа и т.д.;
- Сокращайте физическую и социальную дистанцию. Приветствуйте собеседника улыбкой, доброжелательным взглядом и крепким рукопожатием;
- Демонстрируйте желание понять позицию собеседника, ищите общее во взглядах и компромиссы;
- Старайтесь выявлять положительные качества собеседника и выражайте заинтересованность в перспективах взаимоотношений;
- Выражая собственные чувства, учитывайте эмоциональное состояние собеседника.
Практическая часть
Руководителей можно подразделить на три группы: в первую входят те руководители, которые откликаются на все новое, во вторую – откликающиеся ограниченно, и в третью – слабо откликающиеся на новое. Это деление обозначило три модели управленческого поведения: инновационное, колеблющееся и консервативное. Какую позицию разделяет ваш руководитель, опишите ее достоинства и недостатки.
Руководитель нашей организации слабо откликается на новое и придерживается консервативной модели поведения. Данная позиция имеет определенные достоинства и недостатки. К основным достоинствам консервативной модели поведения относится: минимальный риск, надежность, стабильность, предсказуемость, определенность. Недостатками данной поведенческой модели являются: ограниченность, низкая эффективность, нерешительность, упущенные возможности.
Проанализируйте и опишите состояние особенностей управленческой деятельности в Вашей организации.
Особенностями управленческой деятельности в нашей организации являются: выявление и использование скрытых возможностей и потенциала каждого сотрудника, создание эффективных отношений управления и благоприятного психологического климата в коллективе, выдача качественной распорядительной информации, от которой зависит эффективность управленческого труда. Данные особенности позволяют наладить отношения между сотрудниками и сплотить их в единую команду.
Опишите 4 – 5 видов ловушек времени, которые чаще всего встречаются в Вашей профессиональной деятельности, и что необходимо сделать для их устранения.
Чаще всего в нашей профессиональной деятельности встречаются следующие виды ловушек времени: спешка, телефон, нерешительность и перегрузка.
Для борьбы со спешкой необходимо не жалеть сил на качественное выполнение дел, различать срочные и важные дела, уделять достаточно времени планированию и контролю над ходом выполнения намеченного.
Для устранения телефонных помех необходимо отсеивать и группировать телефонные звонки, быть кратким при разговоре, не включаться в разговоры, которые не имеют непосредственного отношения к выполняемой работе.
Для устранения нерешительности необходимо уточнить систему сбора и отсеивания информации, принимать риск как неизбежность, использовать ошибки для извлечения из них уроков.