Кадровая политика - генеральное направление кадровой работы; совокупность принципов, методов, форм, организационного механизма по выработке целей и задач, направленных:
- на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала;
- на создание высокопроизводительного, сплоченного коллектива, способного своевременно реагировать на меняющиеся требования рынка.
Основными направлениями кадровой политики являются:
- прогнозирование создания новых рабочих мест с учетом внедрения новых технологий;
- разработка программ развития персонала с целью решения текущих и будущих задач предприятия;
- разработка мотивационных механизмов повышения заинтересованности и удовлетворенности трудом;
- создание современных систем подбора и отбора персонала;
- проведение маркетинговой деятельности в области персонала;
- разработка программ занятости;
- усиление стимулирующей роли оплаты труда;
- разработка социальных программ и т.д.
Подбор персонала - установление идентичности характеристик работника и требований организации, должности. Подбор персонала может осуществляться в виде набора, выдвижения или ротации.
Оценка персонала - целенаправленный процесс установления соответствия способностей, мотиваций и других качественных характеристик персонала требованиям должности или рабочего места. Оценка персонала позволяет:
- установить место сотрудника в организационной структуре;
- разработать программу развития сотрудника;
- определить критерии и размера оплаты труда.
Различают два основных вида оценки персонала: отбор персонала и аттестацию персонала.
Расстановка кадров - рациональное распределение состава кадров организации по структурным подразделениям, участкам, рабочим местам и т.д. При этом преследуются две цели:
- формирование активно действующих трудовых коллективов в рамках структурных подразделений;
- стимулирование профессионального роста кадров.
Обучение персонала - система подготовки персонала:
- проводимая на территории предприятия или корпоративных учебных центров;
- строящаяся на решении проблем, специфичных для конкретной организации, с привлечением собственных или внешних преподавателей.
Первый шаг к рассмотрению управления как науки был сделан в начале двадцатого столетия Ф. Тейлором (1856-1915). В книге "Принципы научного управления" (1911 г.) он впервые раскрыл научные подходы и принципы построения системы управления. Ф. Тейлор стал основоположником школы научного управления.
Основная заслуга Тейлора состоит в том, что он разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал производственные операции, внедрил в практику научные методы подбора, расстановки и стимулирования персонала.
Яркими представителями школы научного управления являются Г. Форд и Г. Эмерсон.
Блестящую реализацию и дальнейшее развитие идеи Тейлора получили на предприятиях крупнейшего американского капиталиста Генри Форда. Организационно-технические принципы управления Форда сводились к следующему:
1. Строгая, построенная по вертикали организация управления.
2. Массовое производство, обеспечивающее наименьшую стоимость изделия, удовлетворение массового спроса покупателей и наибольшую прибыль.
3. Развитая стандартизация.
4. Конвейер с глубоким разделением труда, который в процессе членится на сотни и тысячи мелких операций.
5. Постоянное совершенствование управления производством.
Главные идеи Г. Форда – умелое управление предприятиями огромного масштаба, кооперация, массовое производство, стандартизация, конвейерная система разделения труда, постоянное совершенствование управления – актуальны и сегодня.
Основными обязанностями сотрудников предприятия являются следующие:
- беспрекословное выполнение условий заключенного с ними контракта (договора);
- осуществление своей деятельности честно и добросовестно;
- соблюдение дисциплины труда: вовремя приходить на работу, соблюдать установленную продолжительность рабочего времени, использовать эффективно рабочее время, своевременно и точно исполнять распоряжения руководства;
- обладание высокой профессиональной подготовленностью, хорошим знанием порученного дела: точно и своевременно выполнять служебные обязанности в соответствии с должностными инструкциями, проявлять необходимую инициативу и настойчивость в работе, постоянно совершенствовать свою профессиональную деловую квалификацию;
- повышение деловой и производственной квалификации;
- развитие отношения товарищеского сотрудничества и взаимопомощи;
- неразглашение сведений, являющихся коммерческой тайной;
- содержание рабочего места в чистоте и порядке;
- соблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности, санитарной и пожарной безопасности и т.д.
Положение о подразделениях предприятия – это документ, регламентирующий деятельность какого-либо структурного подразделения организации, его задачи, функции, права и ответственность. Он включает следующие основные разделы:[1]
- общие положения (кому подчиняется подразделение, чем руководствуется и т.д.);
- задачи подразделения;
- организационная структура подразделения (схема с указание подчиненности и звеньев управления);
- функции подразделения;
- взаимоотношения подразделения с другими звеньями организации;
- права подразделения в пределах возложенных на него функций;
- ответственность подразделения (в рамках его полномочий).
Должностная инструкция - документ, регламентирующий деятельность каждой должности и содержащий требования к работнику, занимающему эту должность. Типовая должностная инструкция состоит из шести основных разделов:
1. Общие положения - раздел должностной инструкции, в котором указываются:
- отдел (подразделение) и полное наименование должности;
- порядок назначения и освобождения работника от занимаемой должности;
- подчиненность должности и должностные лица, которыми руководит работник;
- замещение по должности во время отсутствия;
- квалификационные требования к работнику по образованию, специальности, стажу работы по специальности;
- правовые акты и нормативные документы, которыми должен руководствоваться работник в своей деятельности.
2. Цели - раздел должностной инструкции, в котором формулируются цели, которые руководство организации ставит перед работником по данной должности.
3. Функции - раздел должностной инструкции, в котором: определяются конкретные действия работника, периодичность и сроки их выполнения; указывается форма участия работника в управленческой деятельности: руководит, утверждает, исполняет, согласовывает и т.д.