Анализируя деятельность ОАО «Параньгинская ПМК», следует отметить следующее.
Объем выполненных строительно-монтажных работ ПМК увеличивается как в сопоставимых, так и в действующих ценах. В целом, за три года работы организации он возрос в сопоставимых ценах на 40%, что происходило по причине увеличения заказов на строительство. Выручка от реализации продукции предприятия возросла за 2005-2007 гг. на 11%, соответственно и общая себестоимость реализации продукции предприятия имеет тенденцию роста. Основную долю в затратах на реализацию продукции составляют расходы на материалы, энергию, топливо.
Затраты на 1 рубль реализованной продукции предприятия снизились на 24 коп. или на 2,3%, что оценивается положительно в работе ОАО «Параньгинская ПМК».
Эффективность использования основных средств предприятия увеличилась, фондоотдача возросла на 11%, на что повлияли темпы роста объемов реализации продукции предприятия.
Среднесписочная численность работников ОАО «Параньгинская ПМК» за весь период анализа уменьшается на 17 чел. или на 12,4%. Среднемесячная заработная плата работников предприятия возросла за рассматриваемый период на 74%.
Финансовым результатом деятельности предприятия является убыток. Таким образом, наблюдаем снижение эффективности работы анализируемого предприятия за рассматриваемый период.
Целью анализа кризисного предприятия, в первую очередь, является точное определение его состояния, а также степени и причин кризиса. На основе проведенного анализа становиться возможным принять решение и целесообразности осуществления реорганизационных процедур либо о ликвидации предприятия. На данном этапе происходит формирование исходных данных для построения системы антикризисного управления, выявления и формулирования проблем предприятия.
На основании анализа существующих методик, нами рекомендуется использовать методику комплексного анализа предприятия для целей антикризисного управления, предложенную Ивановым В., Братановым М. и Пелевиной Н. [22]
Предложенная методика включает в себя анализ внешней и внутренней среды предприятия.
Анализ внешней среды в свою очередь можно разделить:
- анализ микросреды (анализ поставщиков, анализ потребителей, анализ конкурентов);
- анализ макросреды (анализ состояния экономики, анализ политических факторов, анализ научно-технического прогресса, анализ социально-культурных факторов анализ международных событий).
Основными поставщиками железобетонных конструкций для ОАО «Параньгинская ПМК» являются завод железобетонных конструкций г. Ароя Нижегородской области и Железобетонный комбинат № 9 (ЖБК-9) г. Чебоксары. У ОАО «Волгосельэлектросетьстрой» имеется цех по производству железобетонных опор в г. Нижний Новгород, который также поставляет железобетонные опоры ОАО «Параньгинская ПМК».
В таблице 6 указаны цены на 1.06.2005 г. на железобетонные опоры за штуку.
Таблица 6
Уровень цены на железобетонные опоры
Предприятия |
Кол.-во |
Цена, руб. (без НДС) |
Завод железобетонных конструкций г. Ароя Нижегородская область |
1 |
1500 |
ЖБК-9 г. Чебоксары |
1 |
1400 |
ЗАО «Стройконструкция» г. Йошкар-Ола |
1 |
1358 |
ОАО «Волгосельэлектросетьстрой» |
1 |
1629 |
Из таблицы видно, что выгоднее закупать железобетонные опоры в ЗАО «Стройконструкция». Следует учесть тот факт, что железнодорожные перевозки стоят около 13000 руб. за вагон. ОАО «Параньгинская ПМК» необходимо наладить поставки материала с местного предприятия.
Основными потребителями (заказчиками) ОАО «Параньгинская ПМК» являются колхозы и совхозы Параньгинского района (агрофирмы, колхоз имени Тукая, имени Калинина и др.), также большие объемы строительно-монтажных работ ПМК выполняет по госзаказам (Центральная районная больница, РОНО, СЭС и др.). Глубокий и продолжительный спад производства обусловлен дефицитом денежных средств. Чаще всего между предприятиями осуществляются бартерные сделки и взаимозачеты. Колхозы и совхозы находятся в тяжелом финансовом положении.
В Параньгинском районе РМЭ у ОАО «Параньгинская ПМК» нет конкурентов. Основными конкурентами предприятия являются крупные строительные организации г. Йошкар-Ола, которые также занимаются строительством объектов сельскохозяйственного назначения (ОА «Маригражданстрой», СМУ-15, ПМК-5, ПМК-8 и др.). Следует учесть отдаленность предприятий друг от друга.
В таблице 7 рассмотрим сильные и слабые стороны ОАО «Параньгинская ПМК».
Таблица 7
Анализ сильных и слабых сторон предприятия
Аспект среды |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1 |
2 |
3 |
1. Производство |
Профессионализм в своем деле. Опыт складывается в течение 15 лет. |
Последние семь лет не обновлялась техника |
2. Кадры |
Наличие учебно-курсового комбината в акционерном обществе. Все работники имеют высший разряд. |
Отток высококвалифици-рованных работников, специалистов. Трудности в найме специалистов из-за задержки заработной платы и трудности в обучении. |
3. Маркетинг |
Выпуск прайс-листов, участие в конкурсах на получение подрядных работ. |
Нехватка средств и опыта в области маркетинга, нехватка профессиональных кадров в этой области. |
4. Организация |
Высокая мобильность. |
Возросли затраты на приобретение основных строительных материалов. Трудности с поставками из-за банкротства предприятий поставщиков. |
5. Финансы |
Приемлемые расценки для заказчиков. |
Отсутствие наличных средств, расчеты бартером. |