(в) Отрицательное влияние внедрения гибких методов работы на отношения между коллективом работников и администрацией компании может «перевесить» выгоды от экономии затрат.
Многофункциональность на производстве имеет целый ряд проявлений.
(а) Выполнение более широкого круга производственных задач — от неквалифицированного труда до сложных задач, требующих высокой квалификации и/или технических знаний.
(б) Перекрывание традиционных границ между разными профессиями, например, механик способен на не менее высоком уровне выполнять электротехнические работы.
(в) Готовность работать в нерегулярном рабочем графике.
(г) Готовность в течение трудовой жизни к освоению новых профессий.
(д) Вовлечение работников во внедрение новых производственных процессов и новой практики работы.
(е) Согласие с тем, что все решения о перемещении работников с одного вида работ на другое принимаются руководством компании.
(ж) Готовность работников оказывать помощь в профессиональной подготовке других работников.
К числу преимуществ многофункциональной гибкости в работе можно отнести:
(а) возможность быстрого внедрения новых методов работы;
(б) повышение профессиональных навыков работников в процессе работы, отсюда общее повышение их профессионализма;
(в) обеспечение наиболее полного использования оборудования, рабочей силы и производственных систем предприятия;
(г) каждый работник может внести максимально возможный вклад в работу и максимально использовать свой потенциал.
Однако с этим методом организации работы связан и ряд недостатков.
(а) Возрастание возможности для работника, осваивающего в процессе работы новые профессии и навыки, найти работу в другой компании.
(б) Многофункциональная гибкость сопряжена с крупными расходами на подготовку и обучение персонала.
(в) Нехватка рабочей силы в одной из рабочих групп потребует привлечения в нее работников из других рабочих групп; тем самым нарушается ритм командной работы.
(г) В принципе полная гибкость должна в равной степени применяться не только к производственным рабочим, но и к руководству компании. Менеджеры, однако, используя свои полномочия и авторитет, могут избегать выполнения обязанностей, выходящих за рамки узко определенных задач.
(д) Некоторые работники могут обладать незаурядными способностями к выполнению определенного типа задач, поэтому нецелесообразно заставлять их выполнять работу, в которой они будут менее эффективны.
Гибкие методы работы требуют от работников согласия на резкие изменения в их личной жизни, безопасности и статусе. Поэтому они вправе ожидать, что гибкие методы работы будут вводиться со всемерной осторожностью. При этом чрезвычайную важность приобретают участие работников в процессе внедрения гибких методов работы и частые двусторонние коммуникации. Ряд изменений, которые непременно коснутся работников компании, внедряющей гибкие методы работы, сводятся к следующему.
(а) Гибкость производственной задачи трудно сочетать с жестким наблюдением и контролем за работой; работники будут работать только под самым общим контролем. Потребуется меньшее число мастеров, и они будут действовать скорее как координаторы и советники, нежели как носители дисциплинарных функций. При этом почти непременно возрастет удовлетворение работников своей работой,
(б) Обязательными будут некоторые изменения в сотрудничестве с профсоюзами — оно будет скорректировано с учетом многофункциональности работников.
(в) Нерегулярные часы работы могут совпадать со временем, которое работник рассчитывал потратить на отдых и развлечения.
(г) Работники, привлеченные в компанию на временной основе, или представители фирм-субподрядчиков должны будут смириться с нестабильностью своей занятости. Им будет трудно присоединиться к профсоюзу, поэтому возникает опасность проявления враждебности этих работников по отношению к постоянным работникам — членам профсоюза, которые будут рассматриваться как имеющие привилегированное положение и как участники замкнутых рабочих групп.
Гибкие методы работы, которые считаются желательными для работников физического труда и офисных работников, необходимы и для менеджеров. Им также придется работать во внеурочные часы, мириться с переподготовкой и необходимостью преодолевать традиционные границы их служебных обязанностей. Менеджеры могут столкнуться с необходимостью применять новые методы руководства и предвидеть их последствия и возможности, например, могут потребоваться следующие изменения в практике управления.
(а) Многофункциональные работники потребуют очень тщательного отбора.
(б) Невозможным становится детальное изложение квалификационных требований.
(в) Система оценки сложности работы (квалификации) также потребует приведения в соответствие с новыми гибкими методами работы.
(г) Невозможным станет применение системы оплаты труда, основанной на выработке; в то же время системы оплаты, основанные на учете достоинств, представляют значительную трудность в практическом применении.
(д) Весьма важной и, вероятно, дорогостоящей станет функция компании по подготовке и переподготовке.
(е) Работники будут сопротивляться новым методам и организации работы до тех пор, пока компании при помощи консультаций специалистов не удастся обсудить с рабочим коллективом и, возможно, скорректировать их прежде, чем они принесут ожидаемый эффект.
(ж) Следует пересмотреть контракты работников, чтобы, с одной стороны, поддержать стабильность состава стержневой группы работников, а с другой — обеспечить справедливые условия для тех, кто работает временно.
Изменения, описанные в данной главе, на самом деле оказывают влияние лишь на меньшинство наемных работников. В большинстве компаний структура должностных обязанностей остается долгосрочно стабильной и обеспечивает занятость работников разных профессиональных групп.
(а) Работники-профессионалы, например, адвокаты, юристы, учителя и врачи, которые проходят длительный курс профессиональной подготовки в учебном заведении, имеющем, как правило, официальный статус. У них имеются свои строго соблюдаемый кодекс поведения и профессиональная этика, а кроме того, доступ к этим профессиям зачастую бывает ограничен. Большинство работников-профессионалов демонстрируют высокую удовлетворенность своей работой, их трудовая деятельность нередко распространяется на часы отдыха и развлечений. Будучи принятыми на работу в компанию, они делят свою преданность между работодателем и профессией.
(б) Высококвалифицированные рабочие, например квалифицированные работники физического труда в строительстве, машиностроении, полиграфии и других отраслях, которые прошли стадию ученичества и освоили профессию. Они имеют высокий статус среди прочих рабочих физического труда и ценят его, могут позволить себе независимые взгляды, поскольку могут достаточно просто найти работу у другого работодателя. Их ценность повышается с возрастом из-за накопленного опыта и мастерства. Можно проследить много черт сходства в поведении высококвалифицированных рабочих и работников-профессионалов.