рефераты по менеджменту

Управление конкурентоспособностью на примере малого предприятия

Страница
2

Как и всякое важное понятие, термин «конкуренция» имеет множество толкований. Конкуренция в переводе с латинского означает «столкновение». Она является формой взаимного соперничества субъектов рыночной экономики.

В экономической литературе изначально установилась поведенческая трактовка. Адам Смит, в частности, связывал конкуренцию с частным, без сговора соперничества, ведущимся между продавцами (или покупателями) за наиболее выгодные условия продажи товара. При этом основным методом конкурентной борьбы ему виделись изменения цен.

Наряду с поведенческой трактовкой в XIX и, особенно в ХХ веке получила распространение трактовка структурная (Ф. Эджуорт, А, Курно, Э. Чемберлин и др.). В данном подходе акцент смещается с самой борьбы компаний друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют на нем. Так, Ф. Найт определяет конкуренцию как ситуацию, в которой конкурирующих единиц много и они независимы.

Третий подход к определению конкуренции является функциональным. Он описывает роль, которую конкуренция играет в экономике. Й. Шумперт, в частности, в рамках своей теории экономического развития определял конкуренцию как соперничество старого с новым. Нововведения скептически принимаются рынком, но, если новатору удается их осуществить, именно механизм конкуренции вытесняет с рынка предприятия, использующие устаревшие технологии.

Известно определение конкуренции, приведенное в Законе РФ «О защите конкуренции» - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Конкуренция - процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения своих целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях [17с.222]. В то же время рыночная конкуренция - это борьба предприятий за ограниченный объем платежеспособного спроса со стороны потребителей, ведущаяся на доступном им сегменте рынка.

Средством конкуренции являются товары и услуги, с помощью которых соперничающие фирмы стремятся завоевать признание и получить деньги потребителя.

Как было доказано многими экономистами, конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и уровня жизни населения. Поэтому конкуренция - очень сложное понятие.

В промышленно развитых странах конкуренция существует давно и ее механизм хорошо отлажен. Россия в силу известных политических причин в этом плане остается еще пока неуправляемой.

На современном этапе мирового развития конкуренция как движущая сила вынуждает производителей товаров и услуг постоянно искать новые пути повышения их качества, снижения цены, повышения качества сервиса.

Приведенные определения конкуренции не дают возможности каким-либо образом сформулировать особенности конкурентоспособности как исследуемой категории.

Мало найдется экономических понятий, относительно которых разногласия носили бы столь ярко выраженный характер. Понимая, что свойство конкурентоспособности продукции объективно существует, и в то же время, ощущая отсутствие единства взглядов в этом вопросе, многие исследователи стремятся оперировать релевантной терминологией. Более того, ряд авторов утверждают, что универсального определения конкурентоспособности нет и быть не может.

Анализ известных определений конкурентоспособности продукции и существующие представления о предмете исследования позволяют выделить целый ряд моментов, важных для разъяснения данного понятия и определения его места среди других экономических категорий:

• конкурентоспособность продукции - это мера ее привлекательности для потребителя;

• привлекательность продукции определяется степенью удовлетворения совокупности разноплановых, иногда противоречивых требований;

• состав предъявляемых требований, их приоритетность зависят как от вида продукции, так и от типа ее потребителя;

• конкурентоспособности присущ динамический характер, поэтому имеет смысл рассматривать ее лишь применительно к конкретному моменту времени с учетом изменений во времени рыночной конъюнктуры;

• проблема конкурентоспособности относится в основном к нестационарному недефицитному рынку;

• конкурентоспособность зависит от стадии жизненного цикла, на которой находится рассматриваемая продукция.

Таким образом, конкурентоспособность является обобщенной технико-экономической категорией, характеризующей собой все аспекты функционирования организационно-экономической системы общественного производства, распределения и потребления.

Конкурентоспособность - это свойство практически любых экономических объектов, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рыке.

Конкурентоспособность - это процесс управления предприятиями малого бизнеса своими конкурентными преимуществами, а именно управлением экономией ресурсов, что особенно актуально для сферы малого предпринимательства.

Независимо от физической природы и выполняемых функций, все изделия, а также производственные системы, могут рассматриваться в контексте проблемы конкурентоспособности, причем такой аспект анализа диктуется не абстрактными соображениями, а сугубо практическими интересами конкретной экономической деятельности.

Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность страны, тем выше жизненный уровень в этой стране.

Конкурентоспособность любой продукции определяется множеством факторов и показателей, часто столь значительных и своеобразных, что сбор и обработка данных, идентификация и диагностика уровня интенсивности конкурентной борьбы на рынке превращается в сложную научную проблему.

Конкуренция как научная проблема

В настоящее время можно выделить три основных научных центра, интенсивно разрабатывающих проблемы конкуренции.

Наиболее значимой можно считать научную школу США и, в первую очередь, Гарвардскую школу бизнеса. Профессора М. Портер, А. Чандлер, М. Энрайт, Дж. Макартур составляют ядро этой школы. Ими впервые были представлены решения проблемы измерения конкурентоспособности продукции компаний и отдельных отраслей, был внесен большой вклад и в стратегическое управление компанией в условиях конкуренции, были выделены и оценены факторы, определяющие конкурентные преимущества и ключевые факторы успеха. Особенно существенных результатов удалось достичь в исследовании проблем регулирования конкуренции на уровне отраслей.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту