Другая оригинальная школа представлена научными центрами Японии. Университеты Токийский, Хитоцубаси, Васеда координируют свои исследования в области неценовой конкуренции. Большое внимание в этих центрах уделяется проблеме сотрудничества, и взаимодействия национальных производителей с целью завоевания новых географических рынков сбыта. Яркими представителями японской школы являются профессора Х. Такеучи, Х. Кобояси, М. Цучия.
Более разнообразны исследования конкуренции в Европе. Такие страны как Швейцария, Швеция, Дания, Австрия, Италия, Германия практически имеют собственные, хотя и во многом проамериканские модели, описывающие конкурентное поведение компании. Особенно детально представлены в научных трудах европейских ученых вопросы конкуренции, действующей в международном масштабе (глобальная конкуренция).
Широкий спектр проблем конкуренции применительно к Российским условиям разрабатывается отечественными учеными. Большинство ведущих экономических вузов страны ведут собственные разработки проблем конкурентоспособности, маркетинговые исследования товарных рынков и методов регулирования конкурентных отношений. К сожалению, ввиду объективных причин российская наука имеет меньший исторический опыт исследования данных проблем. Опыт последних лет показал, что большинство российских предприятий не готово к ведению конкурентной борьбы. Одним из ключевых факторов, определяющих создавшееся положение, является отсутствие систематизированных представлений о том, что является конкурентным преимуществом, как его создать и с помощью каких методов реализовать. Проблема является синтетической, междисциплинарной, охватывающей, по крайней мере, три области знаний: маркетинг, конкуренцию и управление. В нашей стране в такой постановке она никогда не была предметом серьезного рассмотрения, в то время как за рубежом во многих школах бизнеса такая постановка проблемы популярна уже более десяти лет.
В России только в 1993 году впервые была издана книга одного из основоположников современной теории конкуренции - профессора М. Портера «Международная конкуренция», описывающая пути достижения конкурентных преимуществ на уровне подотраслей, отраслей и экономики страны в целом. Однако информационный голод в полной мере не был удовлетворен. По существу, остались вне рассмотрения наиболее актуальные для отечественной экономики переходного периода проблемы поиска конкурентных преимуществ на уровне малых предприятий.
Существует множество путей конкуренции и стратегии предприятия: производственная, товарная, ценовая и т.п. Но в основе любой стратегии лежат (или должны лежать) конкурентные преимущества.
Конкурентное преимущество – это положение фирмы на рынке, позволяющее ей преодолевать силы конкуренции и привлекать покупателей.
Основная хозяйственная задача любой фирмы, производящей товары и услуги, - создать условия для своего устойчивого функционирования и добиваться максимального удовлетворения потребностей конкретных потребителей. Ее решение основано на выявлении и комплексном учете интересов производителя товара (услуги), его потребителя и общества в целом.
Интересы производителя определяют его стратегическую цель: в конкурентной борьбе получать долговременную прибыль, достаточную для стимулирования труда своих работников, поддержания готовой продукции на высоком конкурентоспособном уровне, совершенствования научно – технического состояния производства. Получение производителем прибыли базируется на знании и прогнозировании рынка, выявлении на нем свободных секторов сбыта в связи с постоянно развивающимися потребностями покупателей, изменением потребительских качеств изделий и переходом к производству новых видов продукции.
Производитель должен хорошо понять и глубоко познать потенциального покупателя, чтобы его товар или услуга наиболее полно удовлетворяли потребности последнего и исключили дополнительные затраты на рекламу и другие усилия по сбыту продукции. Это позволит производителю (фирме) поставлять на рынок товары лучшего качества и по более низкой цене, т.е. сделать их наиболее конкурентоспособными, чем товары и услуги конкурентов.
Главным оценщиком товара, представленного на рынок, является покупатель. Это положение должен учитывать производитель; а если он рассчитывает достичь своей стратегической цели, то должен создать соответствующую систему управления конкурентоспособностью своей фирмы, ее товаров и услуг, постоянно опираясь на нее.
Управление – это действия, направленные на создание возможностей и наилучших условий для нормального функционирования управляемых объектов.
Независимо от природы системы управления процесс управления представляет собой взаимосвязанную и неразрывную совокупность средств и методов получения, анализа, хранения, передачи информации, принятия управленческих решений и их реализация. Эту совокупность называют технологией управления.
Поскольку конкурентоспособность товаров зависит от нескольких основных факторов, оказывающих на нее разное по уровню влияние, то это должно, и учитываться при формировании системы управления конкурентоспособностью. В производственной деятельности в нее включают:
- управление маркетингом.
- управление ассортиментом.
Управление маркетингом – это процесс, в общем случае связанный с реализацией главной стратегии – достижение максимальной долговременной прибыли предприятия, но наполняемый конкретным содержанием в зависимости от конкретных внутренних условий функционирования предприятия и условий внешней среды (конкуренты, поставщики, потребители).
В условиях конкуренции и насыщенных рынков готовых товаров, и различных ресурсов для их производства целью маркетинга становится удержание и расширение позиций на рынке воздействия на него через ценообразование, рекламную деятельность, совершенствование транспортировки, хранения, реализации продукции.
При отсутствии конкуренции или при определенных трудностях, например, с обеспечением сырьем и материалами управление маркетингом (при той же главной стратегии) наполняется другим содержанием: обеспечить предприятие всем необходимым для успешного функционирования при минимуме внимания и затрат на рекламу и реализацию готовой продукции, для достижения максимального результата, приходящегося на единицу совокупных затрат.
Вне зависимости от конкретных условий главным вниманием (управляемым параметром) для маркетинга являются себестоимость и оптимальное соотношение между основными факторами конкурентоспособности товаров (качеством, ценой), а также сравнительные характеристики своей и аналогичной конкурирующей продукции, внедрение нового оборудования и научных разработок.
Важнейшую задачу управления маркетингом для любого предприятия независимо от его размера, вида собственности, вида производимых им товаров и услуг можно сформулировать так: производить такую продукцию, в которой соотношение потребительских свойств и продажной цены признается потенциальными покупателями в качестве оптимального, т.е. наилучшего в конкретных условиях места и времени. Путь к ее решению проходит через более частные задачи: