К преимуществам реализации принципа относятся:
- стремление персонала к участию в постоянном улучшении деятельности фирмы;
- повышение ответственности персонала за результаты свой деятельности;
- рост заинтересованности персонала в успехах организации и своей причастности к решению общих задач.
4) процессный подход. Желаемый результат достигается быстрее, если управлять всеми ресурсами и видами деятельности как процессами, т.е. как совокупностью последовательных действий. При этом качество должно быть заложено в каждый процесс. Такой подход позволяет:
- выявлять приоритетные направления развития организации;
- прогнозировать результаты деятельности;
- оценивать возможности ее улучшения;
- более эффективно использовать ресурсы, снижать затраты на производство и сокращать время производственного цикла;
5) системный подход к менеджменту. Сюда входят определение, понимание и менеджмент системы взаимосвязанных процессов в целях достижения большей результативности и эффективности организации.
К преимуществам данного принципа относятся:
- установление взаимосвязей между процессами системы;
- выявление процессов, которые наилучшим образом приводят к достижению желаемых результатов;
- концентрация усилий на наиболее важных процессах;
- непрерывное улучшение процессов посредством измерений, оценок и последующих модернизаций;
6) постоянное улучшение. Постоянное улучшение – неизменная цель организации. Использование этого принципа позволяет:
- повышать конкурентоспособность;
- быстро реагировать на появление прогрессивных разработок, методов и технологий и внедрять их в соответствии с возможностями организации;
- повышать профессионализм персонала, обучая его методам и средствам постоянного улучшения;
7) принятие решений, основанных на фактах. Эффективные решения базируются на логическом или интуитивном анализе фактических данных и информации.
Преимущества:
- возможность получать достоверные данные и информацию;
- принятие решений, основанных на достоверной информации;
- обеспечение доступности информации для персонала;
- подготовка персонала, способного анализировать факты и принимать решения на их основе;
8) взаимовыгодные отношения с поставщиками. Способность организации создавать ценности повышается при взаимовыгодных отношениях с поставщиками.
Выполнение этого принципа способствует:
- оптимизации ресурсов и затрат;
- гибкость и быстрота совместных согласованных откликов на изменяющиеся потребности рынка;
- возросшая возможность для обеих сторон создавать ценности в результате согласованных действий и взаимовыгодных расчетах [19].
Основное направление развития стандартов ISO 9000 – полное воплощение подходов Всеобщего управления качеством (TQM) в системах управления качеством.
Единого толкования концепции TQM на современном этапе ее развития не существует ввиду того, что оно варьируется в зависимости от особенностей применяющих ее стран. Вместе с тем существуют фундаментальные принципы, на которых базируется Всеобщее управление качеством, и которые признаны всеми специалистами, независимо от страны. Это следующие принципы:
- ориентация всей деятельности предприятия на потребителя;
- взгляд на производственные отношения между работниками как на отношения потребителя с поставщиком;
- непрерывное совершенствование производства и деятельности в области качества;
- комплексное и системное решение задач обеспечения качества на всех стадиях жизненного цикла продукции;
- смещение главных усилий в сфере качества в сторону человеческих ресурсов;
- участие всего без исключения персонала в решении проблем качества;
- непрерывное повышение компетентности сотрудников предприятия;
- концентрация внимания не на выявлении, а на предупреждении несоответствий;
- отношение к обеспечению качества как к непрерывному процессу;
- оптимизация соотношения в триаде «качество – затраты – время»;
- обеспечение достоверности данных о качестве за счет применения статистических методов;
- непрерывное улучшение качества[18].
Если концепция управления качеством в производстве позволила снять противоречия между эффективностью деятельности фирмы и качеством продукции, то на этапе TQM, на наш взгляд, они становятся взаимообуславливающими явлениями. Эффективная деятельность предприятия немыслима без выпуска качественной продукции, удовлетворяющей потребителя, в то же время выпуск высококачественной продукции возможен только при условии применения эффективных приемов и методов управления во всей организации.
На вопрос «Что важнее для мира сегодня: применение стандартов ISO серии 9000 или внедрение на предприятии методологии TQM?» А. Фейгенбаум ответил – «Я думаю, нам необходимо признать, что TQM ориентирован на повышение качества изделий, когда уже имеется некий достигнутый уровень, то есть TQM предопределяет конкурентоспособность фирмы. Внедрение стандартов ИСО серии 9000 скорее ориентировано на снижение вероятности сделать что-нибудь неверно. Таким образом, это два вида деятельности как бы являются партнерами в достижении единой цели, но на разных стадиях движения предприятия к качеству. При этом основой являются стандарты ИСО серии 9000, а эволюционным развитием – TQM».
Можно однозначно утверждать, что дальнейшее развитие управления качеством связано с внедрением принципов Всеобщего управления качеством (TQM) в систему управления организации ОАО «Волжский Оргсинтез».
Нужно усовершенствовать систему качества предприятия с целью продвижения ее к TQM. Внедрение концепции TQM, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и увеличение доходов.
Обобщая основные проблемы применения стандартов ИСО серии 9000 и принципов TQM в российских компаниях, нужно иметь ввиду, что главные сложности обусловлены доминированием организационной культуры, сложившейся в советское время, и неразвитостью системы регулярного менеджмента, ориентированного на условия конкурентного рынка. Исходя из этого, переход к менеджменту по стандартам ИСО серии 9000 и принципам TQM требует параллельного формирования основных функциональных стратегий и общей стратегии фирмы.
Заключение
Качество продукции определяет степень развития экономики, ее научно-технический потенциал, престиж страны на мировом рынке. Все процессы по обеспечению, проектированию, сохранения качества объединены в систему управления качеством, важными элементами которой являются стандартизация и сертификация.
Создание на предприятии систем управления привело к существенному расширению задач по повышению качества выпускаемой продукции и перераспределению функций между их подразделениями и службами.
В нынешних условиях, учитывая стремление России как можно быстрее войти во Всемирную Торговую Организацию, требуется особо пристальное внимание уделять проблеме качества как на уровне отдельно взятой организации, так и на общегосударственном уровне.