Стандарты серии ISO 9000 развиваются в сторону расширения области применения, совершенствуются механизмы его функционирования. Первая версия стандартов была издана в 1987 году. Необходимость учета требований к качеству ряда продуктов, которые не были учтены при разработке первой версии стандартов, потребовала их пересмотра. В результате появилась вторая версия в 1994 г. В декабре 2000 г. Международная организация по стандартизации опубликовала стандарты серии 9000 версии 2000 г. Они гарантируют потребителю право более активно воздействовать на качество продукции, обеспечивают законодательную базу. Эти стандарты включают в себя пять основных моделей (ИСО серии 9000 – ИСО серии 9004) системы качества, в которых установлены основные требования по созданию общих программ управления качеством в промышленности и сфере обслуживания.
ИСО 9000 – это обзор и введение в прочие стандарты, определение терминов и понятий качества.
ИСО 9001 – исчерпывающий общий стандарт по обеспечению качества при проектировании, разработке, производстве, установке и обслуживании продукции.
ИСО 9002 – менее подробный стандарт с упором на производство и установку продукции.
ИСО 9003 – наименее подробный стандарт, охватывающий конечный осмотр и испытание готовой продукции.
ИСО 9004 содержит ориентиры по управлению системой контроля качества, необходимые, чтобы проверяющие лучше поняли смысл ИСО 9001.
Многие европейские и американские фирмы побуждают своих поставщиков получить регистрацию ИСО. Компания, не прошедшая регистрацию в соответствии с ИСО 9000, рискует не получить заказов. В последние годы распространяется ИСО 14000 – стандарт по управлению экологическим состоянием предприятия [4. С.344-345].
Следовательно, совершенствование системы стандартизации, применение международных стандартов – неплохая предпосылка для создания предприятиями систем обеспечения качества, способных значительно повысить конкурентоспособность отечественной продукции. Важно признание таких систем потребителем. Этого можно достичь с помощью сертификации. Сертификация продукции в момент покупки позволяет проверить соответствие товара требованиям стандартов. Сертификация устанавливает, что продукция испытана, проверена достаточно объективно.
ОАО «Волжский Оргсинтез» определило для себя основное направление развития - стать «компанией европейского класса». Это может быть достигнуто только за счет высоких требований к качеству, которое для ОАО «Волжский Оргсинтез» является основной ключевой целью. Под высоким качеством понимается в первую очередь удовлетворение требований и желаний потребителей, удовлетворение работников и акционеров, положительное влияние на общество.
Так как эти требования постоянно растут, качество должно непрерывно совершенствоваться. Это является важным условием технического обеспечения и фактором укрепления позиций предприятия на рынке.
Отдел системы качества разработал следующие цели в области качества:
1) сертификация системы качества по модели ИСО 9000, что позволит предприятию:
- минимизировать риск отказа покупателя от продукции или ее возврата (вследствие нестабильности качества) и связанных с этим потерь и ухудшения экономических показателей деятельности предприятия;
- повысить конкурентоспособность ОАО «Волжский Оргсинтез» и, как следствие, расширить внутренний рынок и увеличить экспортные возможности;
- повысить престиж предприятия в глазах потребителей и общества, укрепить доверие к фирменной марке. Следствием сертификации, таким образом, станет рост заказов, поступающих как от отечественных, так и от зарубежных потребителей и увеличение объемов сбыта продукции;
- повысить эффективность менеджмента качества за счет использование недвусмысленных процедур и рационального распределения полномочий и ответственности в области качества;
- улучшить отношение исполнителей к работе вследствие наличия необходимых инструкций, обучения, более простого представления информации о проблемах качества, ощущения надежности работы;
- получить возможность «говорить на одном языке» со специалистами по качеству на международном уровне;
2) сертификация системы управления окружающей средой по ИСО 14000;
3) совершенствование системы качества предприятия с целью продвижения ее к TQM;
4) Постоянное повышение квалификации персонала в области качества [19].
Для повышения качества продукции предприятие ОАО «Волжский Оргсинтез» придерживается стандартов ISO версии 2000 г., в основу которых положены 8 принципов управления качеством:
1) организация, ориентированная на потребителя. Это более полное выполнение требований потребителя к продукции завода по техническим характеристикам, надежному транспортированию, упаковке, соответствие продукции и производства нормам и законам. Организация должна понимать их настоящие и будущие запросы, выполнять их пожелания и стремиться превзойти их ожидания. Это значит, что сущность бизнеса, его направленность и шансы на успех определяет не то, что предприятие думает о своей продукции или услуге, а то, что потребитель думает о своей покупке. Только потребитель может оценить качество продукции. Задача ОАО «Волжский Оргсинтез» - немедленно реагировать на его замечания, предложения и предлагать продукцию по приемлемым ценам. Преимуществами реализации этого принципа являются:
- рост прибылей производителей и их доли на рынках за счет гибкости и быстрой реакции на желания потребителей;
- повышение престижа организации;
2) роль руководства в системе менеджмента качества. Руководители достигают цель организации путем создания внутренней среды, в которой работники полностью вовлекаются в решение задач организации. То есть управление качеством связано с перестройкой сознания руководителей. По мнению профессора К. Исикавы, «если случаются ошибки, то от двух третьих до четырех пятых ответственности лежит на руководителе».
К преимуществам реализации этого принципа относятся:
- определение целей и планирование;
- выделение приоритетных целей и задач;
- повышение ответственности руководства за результаты деятельности;
- ориентация и мотивация персонала на выполнение единых целей и задач;
3) вовлечение работников в функционирование системы менеджмента качества. Работники всех уровней составляют основу организации, причем полное их вовлечение в деятельность по качеству позволяет использовать способности каждого с максимальной выгодой. Управление качеством – коллективная деятельность, требующая совместных усилий. Это означает, что те, кто занимается маркетингом, планированием, исследованиями, проектированием, постановкой продукции на производство, и те, кто непосредственно занят на производстве, а также отдел сбыта, экономические службы, отдел кадров и т.д. – все без исключения должны быть причастны к подобной деятельности. При этом во всех службах и на всех организационных уровнях должны быть определены обязанности и полномочия в отношении как общих, так и конкретных работ по качеству: их объем и технология (методы, правила) реализации программы действий, а также степень свободы действий персонала в рамках его должностной компетенции. Последнее обстоятельство представляется весьма важным, так как является предпосылкой для творчества и активного участия работников в процессах управления качеством.