- органолептическим (контроль, осуществляемый с помощью органов чувств – вкус, запах);
- визуальным (контроль, производимый невооруженным глазом или с помощью оптического прибора).
По периоду проверки контроль делится на
- непрерывный (контроль, применяемый при нестабильном технологическом процессе, когда необходимо постоянно обеспечивать количественный и качественные характеристики);
- периодический (контроль, которому подвергаются стабильные технологические процессы);
- летучий (контроль, который может осуществляться как в соответствии с планом, так и внезапно).
По структуре организации выделяют
- самоконтроль - контроль качества работы производится ее непосредственным исполнителем;
- одноступенчатый контроль, осуществляемый самим исполнителем и отделом технического контроля;
- многоступенчатый контроль - контроль, производимый несколькими структурными единицами помимо контроля исполнителя.
Контроль качества – отслеживание конкретных результатов деятельности по проекту в целях определения их соответствия стандартам и требованиям по качеству и определения путей устранения причин реальных и принципиальных несоответствий.
На предприятии контрольные операции выполняются различными службами, цехами и отделами.
Контроль за правильным использованием стандартов, технических условий и другой нормативно-технической документации в процессе подготовки производства осуществляет служба нормоконтроля.
Контроль качества в процессе изготовления продукция осуществляет отдел технического контроля (ОТК), а также исполнители и руководители производственных подразделений.
Качество готовых изделий контролируется по результатам испытаний. Опытный образец (опытная партия) изготавливается и испытывается для проверки соответствия проектируемого изделия требованиям технического задания.
При проведении контроля качества продукции чаще всего используют статистические методы контроля.
Организация контроля качества в управлении производством продукции приведена на рис. 1.
Рис. 1. Организация контроля качества
Затраты на контроль качества включают
1. Проверки и испытания: оплата работ инспекторов и испытательного персонала, при плановых проверках производственных операций. Повторные проверки отбракованных элементов, их испытания, сортировки и т. д. не включаются.
2. Проверки и испытания поставляемых материалов:
- оплата работ инспекторов и испытательного персонала, связанных с закупленными у поставщиков материалами, включая инспекторов и служащих различного уровня;
- затраты на лабораторные испытания, выполняемые для оценки качества поставляемых материалов;
- затраты, связанные с работой инспекторов и испытательного персонала, проводящих оценку материалов на производстве поставщика.
3. Материалы для тестирования и проверок:
- стоимость расходных материалов, используемых при контроле и испытаниях;
- стоимость материалов, образцов и т.п., подвергнутых разрушающему контролю.
Стоимость испытательного оборудования не включается.
4. Контроль процесса: оплата труда персонала, не подчиняющегося управляющему по качеству, выполняющего контроль и испытания на производственных линиях.
5. Прием продукции заказчика:
- затраты на запуск и тестирование готовой продукции на производстве для сдачи ее заказчику перед поставкой;
- затраты на приемочные испытания продукции у заказчика до ее сдачи.
6. Проверка сырья и запасных частей: затраты на контроль и испытание сырья, запасных частей и т.п., связанные с изменениями технических требований проекта, чрезмерным временем хранения или неуверенностью, вызванной другими проблемами.
7. Аудит продукта:
- затраты на проведение аудита качества технологических операций либо в процессе производства, либо по конечному продукту;
- затраты на все испытания на надежность, проводимые на произведенных изделиях;
- затраты на подтверждение качества продукта внешними органами, такими как страховые компании, государственные организации и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важным критерием определения качества изделия и соответственно его конкурентоспособности является обеспечение патентной чистоты и патентной защиты товара.
Качество товара, его эксплуатационная безопасность и надежность, дизайн, уровень послепродажного обслуживания являются для современного покупателя основными критериями при совершении покупки и, следовательно, определяют успех или не успех фирмы на рынке.
Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связанно с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых можно выделить два основных - уровень цены и качество продукции.
Оценка уровня качества продукции необходима при решении следующих задач: прогнозирование потребностей, технического уровня и качества; планирование повышения качества и объемов производства; обоснование освоения новых видов; выбор наилучших образцов; обоснование целесообразности снятия с производства; аттестация качества; обоснование возможностей реализации за рубежом; оценка научно-технического уровня разрабатываемых и действующих стандартов; контроль качества; стимулирование повышения качества; анализ динамики уровня качества; анализ информации о качестве и др.
Оценка уровня качества продукции может производиться на различных стадиях жизненного цикла.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
В качестве примера рассмотрим деятельность Хабаровского "Химфармзавода" в области качества.
Под высоким качеством на предприятии понимается, в первую очередь, удовлетворение требований и желаний потребителей, удовлетворение работников и акционеров, положительное влияние на общество.
Поскольку эти требования постоянно растут, качество должно непрерывно совершенствоваться. Это является необходимым условием технического обеспечения и фактором укрепления позиций предприятия на рынке.
Эта цель достигается на основе реализации следующих принципов:
1. Ориентации на потребителя.
2. Рационального использования ресурсов.
3. Взаимной ответственности.
4. Создания социально-психологического климата.
5. Непрерывного обучения
6. Сотрудничества с поставщиками.
7. Взаимных гарантии работников и акционерного общества.
Руководство предприятия берет на себя обязательства по обеспечению ресурсами основных направлений развития организации, реализации политики и доведения её до каждого работника.
Кроме общезаводских целей в области качества на предприятии разрабатываются цели для каждого структурного подразделения предприятия.
Отдел системы качества разработал следующие цели в области качества на 2005 - 2010 годы: