рефераты по менеджменту

Управление качеством продукции

Страница
5

Центральный орган системы сертификации организует работу и устанавливает правила процедуры и управления в возглавляемой им системе сертификации; рассматривает апелляции заявителей по пово­ду действий органов по сертификации и испытательных лабораторий.

Федеральные органы исполнительной власти, на которые законо­дательными актами Российской Федерации возлагается организация и проведение работ по обязательной сертификация, в пределах своей компетенции: создают системы сертификации однородной продукции и устанавливают правила процедуры и управления для проведения сертификации в этих системах; ведут государственный реестр участ­ников и объектов сертификации; устанавливают правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испы­таний; рассматривают апелляции по вопросам сертификации; аккре­дитуют органы по сертификации и испытательные лаборатории.

В настоящее время зарегистрировано более десяти систем обяза­тельной сертификации, возглавляемых различными федеральными органами исполнительной власти. Среди них такие, как: Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Рос­сийской Федерации, возглавляемая Министерством путей сообще­ния; Система сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации, возглавляемая Департаментом воздушного транспорта Минтранса России; Система сертификации продукции и услуг в об­ласти пожарной безопасности, возглавляемая Главным управлением Государственной противопожарной службы МВД России и др.

Международным сообществом принято определение сертифи­ката соответствия как документа, выданного в соответствии с пра­вилами системы сертификации и указывающего, что обеспечивает­ся необходимая уверенность в том, что должным образом иденти­фицированная продукция, процесс или услуга соответствует кон­кретному стандарту или иному нормативному документу. Из этого определения следует, что сертификация создает определенную степень (не абсолютную) уверенности соответствия. Для этого сер­тификация должна располагать набором доказательств, а также документальным или иным подтверждением этих доказательств. Они должны создавать необходимую уверенность соответствия, а значит, должен быть установлен уровень необходимой уверенно­сти, под который собираются доказательства. Чем выше уровень уверенности, тем весомее должны быть доказательства.

В общем случае при сертификации могут быть проведены: испытания продукции как для первичного подтверждения соот­ветствия, так и в процессе периодической проверки стабильности соответствия; первичная оценка состояния производства; последующий после выдачи сертификата инспекционный кон­троль за сертифицированной продукцией.

Операции, выполняемые при подтверждении соответствия, можно представить в виде схемы (рис.3).

Для различных видов продукции состав и содержание трех ос­новных операций (испытания, оценка производства, инспекцион­ный контроль) могут быть различными. Набор доказательств мо­жет включать или не включать, в зависимости от требуемой уве­ренности, разные виды испытаний, оценки производства и инспек­ционного контроля. Совокупность и последовательность отдель­ных операций, выполняемых третьей стороной для подтвержде­ния соответствия, принято называть схемой сертификации.

Рис.3. Сертификация

Добровольную сертификацию может проводить любое юри­дическое лицо, зарегистрировавшее свою систему в установ­ленном порядке. Заявитель на добровольную сертификацию вправе сам установить номенклатуру требований, на соответст­вие которым проводится сертификация.

Правовое регулирование качества продукции

Правовое обеспечение управления качеством продукции состо­ит в использовании средств и форм юридического воздействия на органы и объекты управления организации на всех стадиях жизненного цикла продукции с целью обеспечения ее высокого качества. Правовое обеспечение управления качеством продукции на­правлено на решение следующих основных задач:

· правовое регулирование отношений, складывающихся на всех уровнях управления качеством продукции;

· создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей надлежащее правовое регулирование для эффективной реа­лизации функций управления качеством продукции;

· защита прав и интересов работников, вытекающих из тру­довых отношений.

Нормативно-правовая база управления качеством продукции включает в себя различные нормативные акты и правила.

Нормативный акт как самостоятельная форма права представ­ляет собой издаваемый компетентным и уполномоченным на то государственным органом акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий юридические нормы (правила поведения). На­пример, соблюдение требований стандартов обеспечивается нор­мативными актами гражданского, трудового, административного и уголовного права. Общая классификация выделяет среди норма­тивных актов две основные группы: законы и подзаконные норма­тивные акты. Схема нормативных актов РФ (рис.4).

Рис.4. Схема нормативных актов РФ

Верхнюю ступень в иерархии занимает закон, т.е. закон — это нормативный правовой акт, принятый высшим органом государст­венной власти или непосредственно населением и обладающий высшей юридической силой.

Все иные нормативные акты называются подзаконными и при­нимаются уполномоченными на то органами власти и управления:

· указы (и распоряжения) Президента РФ, изданные в пре­делах его компетенции;

· акты (постановления и распоряжения) Правительства РФ (большинство ненормативных правительственных актов именуются распоряжениями);

· акты государственных региональных и местных муници­пальных органов (представительных органов и органов ад­министрации), которые в соответствии с компетенцией данных органов обязательны для всех лиц в пределах дан­ной территории — региона, области, города, района;

· ведомственные акты — акты конкретных министерств, комитетов, департаментов, имеющие в основном внутриве­домственное юридическое значение и распространяющиеся на лиц, находящихся в системе управленческого, служеб­ного и дисциплинарного подчинения данного ведомства.

Устанавливая контроль качества продукции, организация обя­зана выполнять основные требования ведения производственных процессов и обеспечения соответствующего качества продукции. При этом качество продукции может определяться различными способами: по образцу, по спецификации, на основе стандарта, по предварительному осмотру и другими.

Образцом называется экземпляр продукции, служащий эталоном качества для продаваемой продукции. Использование эталона про­дукции (несколько экземпляров продукции) в сфере бизнеса — важ­ное условие при разрешении между сторонами споров о качестве.

Определение качества продукции по спецификации (опи­санию) означает, что товар должен соответствовать всем параметрам, эксплуатационным характеристикам, зафиксиро­ванным в его сопроводительных документах.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту