· улучшение экономического положения предприятия;
· расширение или завоевание новых рынков сбыта;
· достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм;
· ориентацию на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или регионов;
· освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;
· улучшение важнейших показателей качества продукции;
· снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;
· увеличение сроков гарантии на продукцию;
· развитие сервиса.
В соответствии со стандартами ИСО жизненный цикл продукции, который в зарубежной литературе обозначается как петля качества, включает 11 этапов (рис.2).
|
Рис. 2. Управление качеством продукции
С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем, со всей системой, обеспечивающей решение задачи управления качеством продукции.
Наряду с системами управления качеством продукции важная роль в изучении и реализации программ качества принадлежит и кружкам качества (или группам качества). Как показывает зарубежный опыт, кружки качества — это форма демократизации капитала, она создает заинтересованность рабочих в качестве, изменяет психологический климат на предприятии. Принципы организации кружков качества:
· добровольность участия;
· стремление к коллективным формам поиска правильных решений, их оперативное рассмотрение, внедрение в производство принятых предложений;
· моральное и материальное удовлетворение достигнутыми успехами, стимулирование результатов творческой деятельности;
· поддержка инициативы руководством и общественными организациями на всех уровнях управления предприятием;
· обеспечение гласности и пропаганды их деятельности всеми формами и средствами массовой информации, обобщение и распространение опыта работы.
Кружки качества первоначально возникли в США, однако существенный импульс этому движению дали японские фирмы, где произошел и качественный, и количественный рост кружков. Затем они охватили страны Европы, Америки и Азии.
Кружки качества помогают предприятиям решать как технико-экономические, так и социально-психологические задачи предприятия.
Кружки качества распространены во всем мире. Они представляют собой важный элемент общественного участия в управлении качеством наряду с обществами потребителей.
Управлению качеством продукции во всех странах уделяется достаточно много внимания. В последние годы сформировался новый подход, новая стратегия в управлении качеством. Она характеризуется рядом моментов:
· обеспечение качества понимается не как техническая функция, реализуемая каким-то одним подразделением, а как систематический процесс, пронизывающий всю организационную структуру фирмы;
· новому понятию качества должна отвечать соответствующая организационная структура предприятия;
· вопросы качества актуальны не только в рамках производственного цикла, но и в процессе разработок, конструирования, маркетинга и послепродажного обслуживания;
· качество должно быть ориентировано на удовлетворение требований потребителя, а не изготовителя;
· повышение качества продукции требует применения новой технологии производства, начиная с автоматизации проектирования и кончая автоматизированным измерением в процессе контроля качества;
· всеобъемлющее повышение качества достигается только заинтересованным участием всех работников.
Все это осуществимо только тогда, когда действует четко организованная система управления качеством, направленная на интересы потребителей, затрагивающая все подразделения и приемлемая для всего персонала.
Только непониманием проблемы качества можно объяснить такие заявления руководителей, как «управление качеством продукции означает ужесточение приемки продукции», «управление качеством продукции означает более активное внедрение стандартизации», «управление качеством представляет собой статистику», «управление качеством на практике представляется весьма трудоемким процессом», «пусть вопросами управления качеством продукции занимается отдел приемки или контроля», «успехи предприятия в управлении качеством продукции исключают выполнение дополнительных мероприятий», «управление качеством не имеет отношения к администрации предприятия или отделу реализации».
В условиях острой конкурентной борьбы фирмы смогут успешно развиваться, лишь внедряя системное управление качеством продукции. Растущая требовательность к повышению качества изделий в настоящее время — одна из характерных черт мирового рынка.
Системы разработки новых изделий должны содержать три основных положения:
· качество рассматривается наравне со всеми техническими новшествами с самого начала разработки изделия;
· планирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ организуется таким образом, чтобы не ограничивать проектирование вариантов изделия с наилучшими характеристиками;
· ускорение разработки изделия должно стать основным критерием эффективности системы разработки.
Важным элементом в системах управления качеством изделий является стандартизация — нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики требования к разработке продукции.
Главная задача стандартизации — создание системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции, изготовляемой для нужд народного хозяйства, населения, обороны страны, экспорта, а также контроль за правильностью использования этой документации.
Действующая система стандартизации позволяет разрабатывать и поддерживать в актуальном состоянии:
· единый технический язык;
· унифицированные ряды важнейших технических характеристик продукции (допуски и посадки, напряжения, частоты и др.);
· типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий общемашиностроительного применения (подшипники, крепеж, режущий инструмент и др.);
· систему классификаторов технико-экономической информации;
· достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ.
Система стандартизации Российской Федерации должна быть гармонизирована с международными, региональными и национальными системами и обеспечивать:
· защиту интересов потребителей и государства в вопросах качества и номенклатуры продукции, услуг и процессов, их безопасность для жизни и здоровья людей, охрану окружающей среды;
· повышение качества продукции в соответствии с развитием науки и техники, с потребностями населения и народного хозяйства;