рефераты по менеджменту

Управление качеством продукции

Страница
3

· улучшение экономического положения предприятия;

· расширение или завоевание новых рынков сбыта;

· достижение технического уровня продукции, превы­шающего уровень ведущих предприятий и фирм;

· ориентацию на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или регионов;

· освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;

· улучшение важнейших показателей качества продукции;

· снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;

· увеличение сроков гарантии на продукцию;

· развитие сервиса.

В соответствии со стандартами ИСО жизненный цикл про­дукции, который в зарубежной литературе обозначается как петля качества, включает 11 этапов (рис.2).

Рис. 2. Управление качеством продукции

С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем, со всей системой, обеспечивающей решение задачи управления качеством продукции.

Наряду с системами управления качеством продукции важная роль в изучении и реализации программ качества принадлежит и кружкам качества (или группам качества). Как показывает зару­бежный опыт, кружки качества — это форма демократизации ка­питала, она создает заинтересованность рабочих в качестве, изме­няет психологический климат на предприятии. Принципы организации кружков качества:

· добровольность участия;

· стремление к коллективным формам поиска правильных решений, их оперативное рассмотрение, внедрение в про­изводство принятых предложений;

· моральное и материальное удовлетворение достигнутыми ус­пехами, стимулирование результатов творческой деятельности;

· поддержка инициативы руководством и общественными организациями на всех уровнях управления предприятием;

· обеспечение гласности и пропаганды их деятельности все­ми формами и средствами массовой информации, обобще­ние и распространение опыта работы.

Кружки качества первоначально возникли в США, однако су­щественный импульс этому движению дали японские фирмы, где произошел и качественный, и количественный рост кружков. Затем они охватили страны Европы, Америки и Азии.

Кружки качества помогают предприятиям решать как технико-экономические, так и социально-психологические задачи предприятия.

Кружки качества распространены во всем мире. Они представ­ляют собой важный элемент общественного участия в управлении качеством наряду с обществами потребителей.

Новая стратегия в управлении качеством

Управлению качеством продукции во всех странах уделяется достаточно много внимания. В последние годы сформировался но­вый подход, новая стратегия в управлении качеством. Она ха­рактеризуется рядом моментов:

· обеспечение качества понимается не как техническая функция, реализуемая каким-то одним подразделением, а как систематический процесс, пронизывающий всю орга­низационную структуру фирмы;

· новому понятию качества должна отвечать соответст­вующая организационная структура предприятия;

· вопросы качества актуальны не только в рамках производ­ственного цикла, но и в процессе разработок, конструиро­вания, маркетинга и послепродажного обслуживания;

· качество должно быть ориентировано на удовлетворение требований потребителя, а не изготовителя;

· повышение качества продукции требует применения новой технологии производства, начиная с автоматизации проек­тирования и кончая автоматизированным измерением в процессе контроля качества;

· всеобъемлющее повышение качества достигается только заинтересованным участием всех работников.

Все это осуществимо только тогда, когда действует четко организованная система управления качеством, направленная на интересы потребителей, затрагивающая все подразделения и приемлемая для всего персонала.

Только непониманием проблемы качества можно объяснить такие заявления руководителей, как «управление качеством продукции оз­начает ужесточение приемки продукции», «управление качеством продукции означает более активное внедрение стандартизации», «управление качеством представляет собой статистику», «управление качеством на практике представляется весьма трудоемким процес­сом», «пусть вопросами управления качеством продукции занимается отдел приемки или контроля», «успехи предприятия в управлении качеством продукции исключают выполнение дополнительных меро­приятий», «управление качеством не имеет отношения к ад­министрации предприятия или отделу реализации».

В условиях острой конкурентной борьбы фирмы смогут успешно развиваться, лишь внедряя системное управление качеством продук­ции. Растущая требовательность к повышению качества изделий в настоящее время — одна из характерных черт мирового рынка.

Системы разработки новых изделий должны содержать три основных положения:

· качество рассматривается наравне со всеми техническими новшествами с самого начала разработки изделия;

· планирование научно-исследовательских и опытно-кон­структорских работ организуется таким образом, чтобы не ограничивать проектирование вариантов изделия с наи­лучшими характеристиками;

· ускорение разработки изделия должно стать основным критерием эффективности системы разработки.

Стандартизация продукции

Важным элементом в системах управления качеством изделий является стандартизация — нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закре­пляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики требования к разработке продукции.

Главная задача стандартизации — создание системы норматив­но-технической документации, определяющей прогрессивные тре­бования к продукции, изготовляемой для нужд народного хозяйст­ва, населения, обороны страны, экспорта, а также контроль за пра­вильностью использования этой документации.

Действующая система стандартизации позволяет разрабаты­вать и поддерживать в актуальном состоянии:

· единый технический язык;

· унифицированные ряды важнейших технических характеристик продукции (допуски и посадки, напряжения, частоты и др.);

· типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий об­щемашиностроительного применения (подшипники, кре­пеж, режущий инструмент и др.);

· систему классификаторов технико-экономической инфор­мации;

· достоверные справочные данные о свойствах материа­лов и веществ.

Система стандартизации Российской Федерации должна быть гармонизирована с международными, региональными и национальными системами и обеспечивать:

· защиту интересов потребителей и государства в вопросах качества и номенклатуры продукции, услуг и процессов, их безопасность для жизни и здоровья людей, охрану окру­жающей среды;

· повышение качества продукции в соответствии с развитием науки и техники, с потребностями населения и народного хозяйства;

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту