- ученичество (наставничество);
- тренировки и консультации на рабочем месте, а также дистанционное обучение.
Критерии выбора метода подготовки:
- дата и размещение;
- средства обучения (оборудование);
- стоимость;
- цели подготовки;
- характеристики группы обучаемых (текущая или перспективная должность, характерный опыт и уровень подготовки, максимальное число участников);
- продолжительность обучения и последовательности получения определенных знаний и навыков, а также формы оценки, аттестации и сертификации.
Зачастую при выборе методов подготовки руководители фирм основываются только на стоимости учебных мероприятий, забывая при этом принцип "я не настолько богат, чтобы покупать дешевые вещи", ведь, как правило, хорошие специалисты российского уровня стоят дорого. При выборе внешнего партнера по образовательным программам особенно тщательно необходимо оценивать как историю самой организации, так и конкретного мероприятия.
4. И, естественно, необходимо контролировать процесс подготовки на каждом этапе, так как этот процесс довольно емкий в плане финансовых инвестиций и результат, при ненадлежащем контроле, может быть побочным или отрицательным.
В настоящее время у стандартов серии ISO-9000 уже есть новые направления развития. В конце 90-х годов приняты международные стандарты ISO-14000, которые предъявляют требования к системе менеджмента организации с точки зрения защиты окружающей среды и требования к экологической безопасности продукции. В рамках ISO-14000 ставится задача тотального, непрерывного обучения персонала, в соответствии с новой стратегией менеджмента "управление по целям" (management by objective, сокращенно MBO). В рамках MBO декларируется следующий постулат: "будущее не определено в принципе и в этом залог нашего успеха", то есть внутренняя среда организации должна быть построена таким образом, чтобы она могла оперативно реагировать на изменения внешней среды и использовать эти изменения с максимальной выгодой для фирмы.
Кроме того, развивается новое семейство стандартов: TQM (всеобщий менеджмент качества), основные задачи которого:
- всеобщее управление качеством;
- обеспечение качества;
- политика качества;
- улучшение системы качества.
Итак, в заключение можно отметить тенденцию развития западных фирм и направлений менеджмента, которые вместе с получением прибыли нацелены и на стандартизацию процедур обеспечения качества продукции, на тотальное управление качеством, причем одним из важнейших элементов этой структуры являются человеческие ресурсы и их подготовка. Думается, что все больше и больше российских фирм будут следовать этим управленческим стандартам и методикам, постоянно обучая и развивая свой персонал.
В конце 60-х - начале 70-х годов все более тесной становится взаимосвязь науки и техники, все ощутимее - их воздействие на производство. Связь науки и производства достигалась с помощью стандартизации - одного из наиболее мощных факторов повышения качества продукции и общего технического прогресса. И очередной период развития журнала «Стандарты и качество» ознаменовался повышенным интересом к стандартизации, в том числе комплексной.
В 1968 г. в СССР введено государственное планирование работ по стандартизации, важнейшей частью которых стала стандартизация конструкторской и технологической документации.
В № 7 журнала «Стандарты и качество» (1968 г.) в статье главного конструктора ВНИИНМАШ Ю.И. Степанова сообщается об утверждении Единой системы конструкторской документации (ЕСКД), состоящей из 110 стандартов. Данными стандартами устанавливалась единая классификационная система обозначений, которая облегчала учет и поиск документов на сходные детали и сборочные единицы, а также использование вычислительной техники для составления вторичных документов. Предполагалось, что введение комплекса стандартов ЕСКД увеличит производительность конструкторского труда на 25-30% и окажет серьезное организующее влияние и на смежные сферы, связанные с конструкторской документацией. В процессе разработки стандартов ЕСКД определились и области, в которых целесообразно продолжить работы по унификации правил оформления документов, действующих в машиностроении и строительстве.
Также создавалась Единая система технологической документации (ЕСТД). Программа ее разработки распространялась на все важнейшие отрасли промышленности, но в первую очередь она охватывала машиностроительное производство. В.В. Бойцов в статье «Роль стандартизации в повышении качества продукции» (1970 г., № 2) отмечает: «Комплекс стандартов, разрабатываемый в соответствии с этой программой, предусматривает максимальное сокращение и унификацию технологической документации, создание единого порядка оформления типовых технологических процессов, а также возможность использования вычислительной техники для обработки технологической документации». В 1971-1974 гг. Государственному комитету стандартов Совета Министров СССР совместно с министерствами и ведомствами было поручено разработать комплекс стандартов на Единую систему технологической подготовки производства (ЕСТПП1) изделий машиностроения, приборостроения и средств автоматизации. Эта интегрированная система, в которую гармонично влились ЕСКД и ЕСТД, должна была установить единый порядок разработки технологической документации и обеспечить широкое применение типовых технологических процессов, стандартной оснастки и оборудования.
Тем самым в ЕСТПП были заложены те принципы работы над качеством, которые позже вошли в ИСО 9001[15].
В 1971 г. появляется Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ), которая ознаменовала переход от обеспечения единообразия мер и измерительных приборов к обеспечению единства измерений.
Все эти крупные организационно-технические системы, появившиеся 30 лет назад, и сегодня живут и развиваются. Вместе с тем все большее внимание уделяется вопросам, связанным с качеством продукции. Более того, можно утверждать, что в этот период создается новая наука о качестве. В 1967 г. группа советских ученых предложила объединить в рамках соответствующей отрасли научной деятельности проблемы, связанные с разработкой теоретических основ и практических методов измерения качества продукции. Область этой деятельности была названа квалиметрией. Несмотря на молодость науки, уже в июне 1971 г. Европейская организация по контролю качества (ЕОКК2) провела в Москве XV ежегодную конференцию на тему: «Квалиметрия - наука об изменении качества продукции». Как видим, новая наука получила скорое и широкое распространение не только в нашей стране, но и за рубежом[16].
Широко развивались системы аттестации продукции по категориям качества, велись дискуссии о том, как лучше их организовать, изучался опыт работы аналогичных организаций за рубежом. 4 октября 1965 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства», вследствие реализации которого в 1967 г. была введена Государственная аттестация качества продукции. Оценка качества аттестуемой продукции производилась по единой научно обоснованной методике, утвержденной Комитетом стандартов. Было установлено пять признаков качества: технические, эксплуатационные и потребительские свойства; надежность и долговечность; технологичность; эстетические показатели; степень стандартизации и унификации. Обязательными условиями аттестации являлись экономическая выгода для народного хозяйства, стабильность качества продукции и высокая культура производства.