установление и измерение «входа» и «выхода» процесса
согласование процесса с функциями организации
оценка возможных рисков
четкое распределение полномочий, ответственности и подотчетности в управлении процессом
определение внутренних и внешних потребителей и поставщиков, прочих участников процесса
концентрация внимания в процессе принятия решения на этапах процесса, потоках, средствах измерения, потребностях в обучении, оборудовании, методологии, информации, материалах и других ресурсах, необходимых для достижения желаемого результата[30]
На основе этого принципа организация должна определить процессы проектирования, производства и поставки продукции или услуги, в итоге управление результатами процесса переходит в управление самим процессом. Следующим этапом на пути к ТQМ является оптимизация использования ресурсов в каждом выделенном процессе, базирующаяся на строжайшем контроле над использованием всех видов ресурсов и поиске возможностей для снижения затрат на производство продукции (оказание услуг).
Во всех организациях, будь они производственными предприятиями, банками, магазинами, университетами или отелями, и вне их всегда имеет место ряд «цепочек качества» — взаимосвязанных процессов, включающих в себя поставщиков и потребителей. Например, секретарь-референт является поставщиком по отношению к своему начальнику, для него как потребителя важно, удовлетворяются ли его требования к срокам и качеству оформления документации? Эти «цепочки» могут быть нарушены в любой их точке одним человеком или одним элементом оборудования, не отвечающим требованиям потребителя, внешнего или внутреннего. Концепция внутренних и внешних потребителей и поставщиков составляет основу всеобщего качества.
Эффективность деятельности организации можно повысить за счет создания и управления системой взаимосвязанных процессов. Это означает, что организация должна стремиться к объединению процессов создания продукции или услуг с процессами, позволяющими отследить соответствие продукции или услуги потребностям заказчика.
Принцип системности управления реализуется за счет следующих действий:
определение системы путем установления процессов, влияющих на заданные цели
структуризация системы для достижения цели оптимальным способом
понимание взаимозависимости между процессами в системе
непрерывное совершенствование системы на базе оценки и аттестации
установление в деятельности приоритета согласованности ресурсов
Только при системном подходе к управлению станет возможным эффективное использование обратной связи с потребителем для формирования стратегических планов и интегрированных в них планов по качеству[31].
Организация должна не только отслеживать возникающие проблемы, но и после тщательного анализа со стороны руководства предпринимать необходимые корректирующие и предупреждающие действия для предотвращения повторного появления таких проблем в будущем.
Цели и задачи основываются на результатах оценки степени удовлетворенности заказчика (полученной в ходе обратной связи) и на показателях деятельности самой организации. Улучшение должно сопровождаться участием руководства в этом процессе, а также обеспечением всеми ресурсами, необходимыми для реализации поставленных целей.
Принцип постоянного совершенствования реализуется следующим образом:
определение в качестве цели каждого сотрудника организации непрерывного совершенствования продукции, процессов и систем
использование периодической оценки вместо установленных критериев качества для определения области возможного совершенствования
постоянное повышение производительности и эффективности всех процессов
поощрение профилактических действий
обеспечение всех сотрудников организации соответствующим обучением, методиками и инструментами непрерывного совершенствования, такими, как, например, цикл Деминга, методы реинжиниринга, инноватики и т. д.
создание системы мер для установления, отслеживания и стимулирования улучшений
В чем заключается принцип принятия решений, основанных на фактах?
Эффективные решения основываются только на достоверных данных. Источниками таких данных могут быть, например, результаты внутренних проверок системы качества, рекламации и претензии потребителей и т. д. Кроме того, информация может основываться на анализе предложений сотрудников организации по поводу снижения издержек, повышения производительности и т.д.
Принцип фактической обоснованности решений прослеживается в таких проявлениях и действиях организации, как:
проведение измерений, сбор целевых данных и информации
обеспечение достаточно полными, достоверными и точными данными и информацией
анализ данных и информации
понимание значимости подходящих статистических методов
принятие решений и выполнение действий, базирующихся на результатах логического анализа соотношения практического опыта и интуиции
Каждая организация тесно связана со своими поставщиками, поэтому целесообразно налаживать с ними взаимовыгодные отношения в целях дальнейшего расширения возможностей деятельности организации.
Принцип поддержания взаимовыгодных отношений с поставщиками реализуется в таких проявлениях и действиях организации, как:
определение и выбор ключевых поставщиков
установление отношений партнерства с поставщиками на основе баланса между краткосрочными целями и долгосрочными планами как организации, так и общества в целом
создание простых и открытых взаимосвязей
инициирование совместного совершенствования продукции и процессов
совместное однозначное определение потребностей потребителей
обмен информацией и планами на будущее
признание достижений поставщиков
Практика показывает, что квалифицированное использование методологии ТQМ обеспечивает организации следующие преимущества:
Увеличение прибыли
Обеспечение экономической устойчивости фирмы и рационального использования всех видов ресурсов
Улучшение имиджа и репутации фирмы
Повышение качества управленческих решений
Внедрение новейших достижений
Увеличение производительности труда
Повышение качества и конкурентоспособности продукции
Рост степени удовлетворенности клиентов[32]
Необходимо иметь ввиду, что современная концепция управления качеством — это концепция управления любым целенаправленным видом деятельности, позволяющая достигнуть успеха не только в сфере производства, но и в государственном и муниципальном управлении, сфере услуг и других областях.
С чего же сегодня российская организация должна начинать внедрение в свою деятельность методологии ТQМ? Во-первых, необходимо взять за основу стандарты ИСО-9000. Во-вторых, создать и затем совершенствовать систему управления качества, используя методы ТQМ. В-третьих, систематически проводить самооценку в целях сокращения отставания от лидеров — победителей конкурса на премию по качеству. При этом в качестве оценочных показателей можно использовать критерии премии по качеству.
Основные проблемы при внедрении концепции «Всеобщего управления качеством» обычно возникают в сфере управления персоналом. Любая организация, решившая заняться совершенствованием качества, сталкивается, как минимум, с четырьмя препятствиями: