Для определения необходимых средств управления должна быть разработана документированная процедура, предусматривающая:
- проверку документов на адекватность до их выпуска;
- анализ и актуализацию по мере необходимости и переутверждение документов;
- обеспечение идентификации изменений и статуса пересмотра документов;
- обеспечение наличия соответствующих версий документов в местах их применения;
- обеспечение сохранения документов четкими и легко идентифицируемыми;
- обеспечение идентификации документов внешнего происхождения и управление их рассылкой;
- предотвращение непреднамеренного использования устаревших документов и применение соответствующей идентификации таких документов, оставленных для каких-либо целей.
Вопросы результативности и эффективности внедрения систем менеджмента качества (СМK) остаются актуальными с момента начала широкомасштабного использования стандартов ИСО серии 9000, т. е. более 15 лет. В стандарте ИСО 9000:2006 термин "результативность" определяется как степень достижения запланированных результатов, а "эффективность" — как соотношение между достигнутыми результатами и затраченными ресурсами. По существу, результативность относится к достижению целей организации, т. е. она по своей природе "телеологична" и отражает степень реализации некоторой стратегии, а эффективность скорее относится к оценке использования ресурсов компании в ходе реализации стратегии.
Сложность проблемы анализа и оценки результативности и эффективности связана с их многоаспектностью (можно рассматривать эти категории применительно к продукции (услуге), процессу или системе в целом) и многоуровневостью (компания в целом, структурное подразделение, бизнес-процесс, рабочее место).
Согласно ИСО 9004:2000 "Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности", основной целью организации должны быть определение и удовлетворение потребностей и ожиданий потребителей. Если предпринятые организацией шаги не повышают ценность товара и самой организации для потребителя, то они не имеют смысла.
Показателями оценки результативности СМК могут быть: увеличение объема продаж; повышение производительности труда; увеличение объема экспорта; снижение уровня брака; увеличение общих затрат на качество; увеличение числа освоенных новых технологий, новых видов профилей и типоразмеров; повышение эффективности регулирования технологических процессов; снижение вредного воздействия производства продукции на окружающую среду; увеличение числа отечественных и международных наград в области качества; проведение работ в области сертификации продукции (сертификаты соответствия); повышение удовлетворенности потребителей; увеличение доли рынка; заключение новых договоров; повышение спроса населения на продукцию предприятия; повышение уровня конкурентоспособности продукции; снижение уровня отходов производства; снижение числа жалоб от потребителей.
Все показатели можно классифицировать по семи группам показателей, характеризующих:
1) экономическую деятельность предприятия;
2) качество труда и производства;
3) научно-техническое развитие предприятия;
4) развитие предприятия в области качества;
5) удовлетворенность потребителей;
6) социальные аспекты;
7) экологические аспекты.
Основными показателями результативности СМК являются следующие: увеличение прибыли от реализации продукции; увеличение объема выпуска продукции; снижение потерь от брака и/или уровня брака; рост затрат на обучение и стимулирование персонала в области качества. Они характеризуют результативность СМК с разных точек зрения и ориентированы на удовлетворение требований заинтересованных сторон (потребители, персонал, владельцы и акционеры).
Однако показатели результативности не могут характеризовать эффективность СМК, оценивание которой требует разработки специальных методик.
Многие специалисты полагают, что эффективность СМК следует определять, прежде всего, как экономическую эффективность путем установления связи (функциональной или корреляционной) между внедрением СМК и финансовыми показателями деятельности компаний.
Оценка эффективности систем менеджмента вообще и качества, в частности, возможна только на основе показателей, учитывающих интересы и степень удовлетворенности всех заинтересованных сторон, причем в стратегическом плане. Эффективно то, что способствует реализации стратегии в отношении нескольких или всех заинтересованных сторон одновременно, причем с наименьшими затратами всех видов ресурсов и на протяжении достаточно длительного времени. Деятельность не может быть направлена только на потребителей, акционеров, персонал или общество в отдельности. Это — прямой путь к банкротству и, уж во всяком случае, не дорога лидера. Однако, как это ни покажется парадоксальным, справедливо и утверждение, что практически любой показатель, применяемый в практике управления, может выступать в роли показателя результативности или эффективности системы менеджмента. Это, кстати, один из ключевых принципов сбалансированной системы показателей, правда, только если он отражает стратегию компании и применяется для оценки эффективности с помощью некоторых методических приемов.