В современных условиях деятельность торгового предприятия связана с предпринимательством, коммерцией, эконометрикой, экономической кибернетикой и информатикой. Этим определяется новый качественный уровень и экономический рост рынка. Соответствующим образом должна строиться и организационная структура управления торговым предприятием.
Коммерческая деятельность торговых предприятий имеет много общего. Однако конкретные управленческие решения, разработанные и реализованные одними торговыми
предприятиями, не всегда могут быть использованы другими предприятиями. Это обусловлено факторами внешней среды на стадии перехода к рыночной экономике, в первую очередь изменениями потребительского рынка. Кроме того, изменяются во времени и внутренние условия функционирования торгового предприятия. Следовательно, процесс управления должен определяться параметрами окружающей среды и их переменными величинами в пределах торгового предприятия.
Потребительское общество «Черемисиновское» создано как общественно-хозяйственное объединение членов-пайщиков и осуществляет свою деятельность согласно Закона «О потребительской кооперации в Российской Федерации».
Основными видами деятельности ПО «Черемисиновское» является:
- Розничная торговля;
- Общественное питание;
- Закупка излишков сельскохозяйственной продукции и сырья;
- Оказание платных услуг населению.
Торговая сеть расположена как в пос. Черемисиново, так и в сельских населенных пунктах района. ПО обслуживает 11,6 тыс. чел., из них 10,48 чел. пайщиков или 9,0% общей численности население Черемисиновского района.
В системе ПО «Черемисиновское» функционирует 16 магазинов, 1 лавка на дому, школьная столовая, кондитерский цех, хлебокомбинат. Закрыто 13 магазинов, в том числе 1 магазинов в поселке и 12 магазинов в силе с численностью населения 3181 человек.
Организует всю работу и несет полную ответственность за состояние и деятельность организации председатель. Высшим органом управления ПО является собрание уполномоченных пайщиков из числа которых избирается совет и его председатель. Управление обществом осуществляют общие собрания общества, Совет общества и правление общества. Для выполнения своей миссии организация осуществляет различные виды деятельности и располагает определенной суммой капитала. В таблице 1 отразим социально-экономическое положение ПО «Черемисиновское».
Таблица 1 Социальное экономическое положение ПО «Черемисиновское» за период с 2005 – 2007 гг.
Наименование показателей |
2005г |
2006г |
2007г |
Отклонение | |||
(+;-) |
в % | ||||||
2006 от 2005 |
2007 от 2006 |
2006 от 2005 |
2007 от 2006 | ||||
Численность пайщиков. тыс. чел. |
1,4 |
1,4 |
1,0 |
- |
-0,4 |
- |
-71,4 |
Паевой фонд, тыс. руб. |
41 |
37 |
33 |
-4,0 |
-4.0 |
90,2 |
89.2 |
ОРT . всего, тыс. руб. |
14930,7 |
16184,0 |
25885,0 |
+ 1253,3 |
+9701,0 |
108,4 |
159,9 |
Продано товаров на одного жителя, руб. |
1640,7 |
1810,0 |
2870,0 |
+ 169,3 |
+ 1060,0 |
110,3 |
158,6 |
Доля оборота ПО в обороте района. % |
29,2 |
30.0 |
49,5 |
+ 0,9 |
+ 19.4 |
- |
- |
Среднесписоч пая численность работников в ПО. чел. |
74 |
62 |
58 |
-12 |
-4 |
83,8 |
93.5 |
Из данных таблицы 1 видно, оборот розничной торговли в потребительеком обществе «Черемисиновское» растет небольшими темпами, в целом за весь исследуемый период он возрос на 10954,3 тыс. руб. или на 17,4%. Значительно возросла доля потребительского общества в обороте района в 2005 г. на 0,6%, в 2006 г. на 0,9%, в 2007 г. на 19,4%. Численность пайщиков изменилась в сторону сокращения, в 2006 г. по сравнению с 2005 г. их число не изменилось, а в 2007 г. по сравнению с 2006 г. сократилась на 400 чел. в следствие этого наблюдаются существенные изменения в паевом фонде, который за 2006 и 2007 годы в целом уменьшился на 8 тыс. руб., т.е. на 19,5%. Рост реализации на одного жителя в 2006 г. составил 10,3%, а в 2007 г. - 58,6%.
Рассмотрим другие виды деятельности используемые в потребительском обществе «Черемисиновское» на основании таблицы 2.
Таблица 2 Анализ видов деятельности потребительского общества «Черемисиновское» за период с 2005 по 2007 годы
№ |
Виды деятельности |
Годы |
Отклонение (+;-) |
Относительное отклонение(%) | ||||
2005 |
2006 |
2007 |
2006 к 2005 |
2007 к 2006 |
2006 к 2005 |
2007 к 2006 | ||
1 |
Оборот общественного питания |
1064,5 |
653,5 |
808,0 |
-41 1 |
+ 154,7 |
61,4 |
123,7 |
2 |
Закупки излишков сельхозпродук ции и сырья |
1662,7 |
1233,3 |
1844,0 |
-429,4 |
+610,7 |
74,2 |
149,5 |
3 |
Производство товаров потребления |
1266,9 |
802 |
859,0 |
-469,0 |
+ 57 |
63,0 |
107,1 |
4 |
Оказание услуг |
332,5 |
271,0 |
251,0 |
-61,5 |
-20,0 |
81,5 |
92,6 |
5 |
Валовые объемы деятельности |
19257,3 |
17639,0 |
27552,0 |
-1618,0 |
+913,0 |
91,6 |
156,2 |