Как видно из таблицы, изменения в 2009 года по отношению к 2008 году и 2007 году, предопределили повышение использования производственных мощностей, в свою очередь увеличивается объем выпускаемой продукции 1,5 раза. При этом происходит экономия энергоресурсов: электроэнергии на 7,8%, воды на 8,1%, тепло энергии на 7,8%. Также положительной чертой можно выделить увеличение объема производства товаров и услуг на 2,4%.
Для полной финансовой осведомленности, рассмотрим наглядно баланс предприятия за 2009 год и отчет о прибылях и убытках на рисунках 3, 3.1, 3.2, и сделаем выводы:
По данным актива баланса, мы видим, что в 2009 году увеличены показатели актива и пассива предприятия. В активе ясно видно, что стоимость основных средств в 2008 году составило 8765 млн. руб., а в 2009 году 10 млн. 706 тыс. руб., что на 1 млн. 941 тыс. руб. больше. Это произошло за счет приобретения основных средств, то есть покупка, установка, и ввод в эксплуатацию новой технологичной линии по розливу молочного сырья. А так же мы видим, что резко увеличилось в 2009 году незавершенное строительство на 3 млн. 948 тыс. руб. Это увеличение обосновано, строительством цеха по выпуску кондитерских изделий, и соответственно установкой в него основных средств.
Основным аспектом в активе баланса можно отметить дебиторскую задолженность. Она составила в 2009 году 12,597 млн. руб., это больше чем в 2008 году на 10,117 млн. руб. В том числе покупатели и заказчики в 2009 году 6,418 млн. руб., а в 2008 году 2,480 млн. руб., больше на 4,130 млн.
В пассиве баланса мы наблюдаем большое увеличение кредиторской задолженности, а именно с 2008 года это сумма в 6,623 млн. руб. а в 2009 году уже 18,718 млн. руб. что больше на 12,095 млн. руб. В том числе, это в основном поставщики и подрядчики 6,867 млн. руб. в 2009 году по сравнению с 2008 году 6,623 млн. руб. Причем большую часть краткосрочных обязательств занимает также статья прочие кредиторы это в 2009 году 10,497 млн. руб. по отношению к 2008 году 57 тыс. руб. Это связано с заемными средствами на приобретение основных средств и незавершенное капстроительство.
Себестоимость проданных товаров, соответственно, также имеет тенденцию к снижению стоимости на 8% или 403,8 тыс. руб. в 2009 году (49,627 млн. – 45,589 млн.) по отношению к 2008 году.
И в итоге, чистая прибыль предприятия понизилась по сравнению с 2008 годом на 91% или 1,732 млн. руб. Это связано с ростом по уплате банковских процентов с 573 тыс. руб. на 1,127 млн. руб., рост составил 554 тыс. руб. или 97% за год., несмотря на снижение отложенных налоговых обязательств на 13% (226/259*100%).
Рис. 3. Актив баланса ОАО «Гормолзавод Вольский» за 2009 год
Коллектив завода является неоднократным победителем на международных ярмарках – «Весь мир питания» и «Прод-Экспо» – проходивших в г. Москве (2008–2009 год). Также на выставке «Лучший продукт 2009», проходившей в г. Саратове в 2009 году завод был награжден золотой медалью за плавленый сыр «Шоколадный», серебряной медалью за масло животное «Крестьянское», бронзовой медалью за плавленый сыр «Кавказский». Реализация продукции, выполнение работ и услуг осуществляется по ценам и тарифам, устанавливаемым обществом самостоятельно, кроме случаев, предусмотренных законодательством. При работе с постоянными потребителями существуют скидки на товар, и осуществляется не 100% предоплата за товар, а преобладает отсрочка платежа. Согласно закона «О защите прав потребителей» после экспертизы производиться замена продукции не соответствующей ГОСТУ. Если продукция испорчена вне завода, претензии направляются к магазину, продающему данную продукцию.
Товарная номенклатура:
1. Молоко:
· пастеризованное
· ацидофильное
· топленое
2. Сметана:
· 30% жирности сметана
· 15% жирности сметана
· 10% жирности сметана
3. Творог разной жирности
4. Молочная сыворотка как чистая, так и с добавками
5. Сыры с разными наполнителями
6. Сливки различной жирности
7. Кефиры с различными добавками. Фирменный кефир «Бифидок», «Бифилайф»
8. Масло сливочное
Весть товар, выпускаемый на предприятии ОАО «Гормолзавод Вольский» подлежит сертификации и документально оформляется. В этих документах указываются:
– гигиенический норматив;
– вещества, показатели;
– область применения товара;
– необходимые условия использования, хранения транспортировки и меры безопасности;
– информация, наносимая на этикетку и др.;
– технический регламент товара;
– проведенные исследования и испытания товара;
В этом приложении мы видим, что сертификаты соответствия указывают технический регламент на молоко и молочную продукцию. (Федеральный закон от 12.06.2008 №88-ФЗ), а также срок действия сертификата. Далее, ГОСТ Р 52091–2003 «Сливки питьевые технические условия» – Подтверждаемые требования национального стандарта или свода. Соответственно, санитарно-эпидемиологическое заключение удостоверяет, что продукция: «Сливки питьевые пастеризованные изготовлены в соответствии ГОСТ Р 52091–2003 «Сливки питьевые технические условия» Федеральный закон от 12.06.2008 №88-ФЗ – СООТВЕТСТВУЕТ. Чему также подтверждает гигиеническая характеристика продукции указанная в настоящем документе.
Равно как и на продукцию – «молоко питьевое», «творог в ассортименте».
Как ранее сказано, сырье (молоко) для производства молочно и кисломолочной продукции закупается у населения через оптовых сборщиков молока. Далее, купленное сырье перевозится автоцистернами на низовой завод в село Черкасское, для переработки в нужное качество и дальнейшего его потребления головным заводом. Производится его обработка и охлаждения до нужной температуры.
Далее, перевезенное сырье на головной завод запускается в производство в определенный срок, так как сырье (молоко) имеет небольшой
по времени жизненный цикл, равно как и произведенный товар. Готовую продукцию размещают на складе с пониженной температурой, а определенный вид продукта, такие как «сливочное масло» закладывают в морозильные камеры с температурой «–18» градусов для глубокой заморозки и последующем хранением. Это позволяет увеличить срок годности таких продуктов, и значительно удлиняет срок потенциального сбыта.
Отгрузка товара осуществляется со складов оптовым покупателям. Согласно договорным отношениям, ОАО «Гормолзавод Вольский» имеет возможность доставки товара до покупателя с оплатой наличными за товар или по безналу. Основная документация по движению товара оформляется диспетчерами с помощью компьютерной информационной технологией. Что позволяет осуществлять быстрый отпуск и учет товара на складах в момент реализации и хранения.
Товарные потери с вязаны в большей части с производством, продукции. Так основная технологичная линия имеет брак в производстве на 1000 пакетов молока в 10–15%. Это обуславливается состоянием самого оборудования, и сроком его эксплуатации, а так же моральным и физическим износом. В данном случае, внедрение новых технологий производственных линий по розливу и упаковке молока и молочных продуктов позволит уменьшить брак и товарные потери продукции предприятия.