рефераты по менеджменту

Теория организации

Страница
1

Введение

В любой организации имеются управляемые, частично управляемые и неуправляемые процессы. Например, процесс принятия решения и исполнения его, процесс управления сбытом продукции и т.п. Каждый процесс включает в себя несколько составляющих: ü входное воздействие (вход) (поступающая информация, распоряжение руководителя)ü преобразование входящего воздействия (обработка вход воздействия по известным или новым алгоритмам)ü результат преобразования вод воздействия (управленческое решение или исполнительское действие самого руководителя)ü влияние результата на входное воздействие (корректировка алгоритма обработки начального входного воздействия или изменение его значения)

Между ними существует закономерная связь, отражающая зависимости одного процесса от другого. Устойчивые, повторяющиеся связи между процессами называются законами. Законы имеют механизмы действия и использования. Механизм действия – это реализация зависимости одних составляющих процессов от других, формирование зависимости выходных параметров от входных. А механизм использования – это набор правил для работника, реализующего механизм действия.

К общим законам функционирования организаций относятся: закон синергии, закон самосохранения, закон развития, закон информированности-упорядоченности, закон композиции и пропорциональности, закон рационализации.

В данной работе будет рассмотрен закон синергии и его использование в организации.

Сущность закона синергии

В любой организации имеется помещение, технологическое оборудование, персонал, материалы, комплектующие изделия и т.д. Эти ресурсы составляют потенциал организации, который может быть использован для решения каких-либо задач. Потенциал зависит от каждого из работников, их расстановки, технологической оснащенности, профессионализма руководителей. Он может быть имущественный и интеллектуальный, осязаемый и неосязаемый.

К осязаемому потенциалу относят все то, что входит в имущественный комплекс организации и отражено в каких-либо документах. Например, основные и оборотные фонды, денежные средства на расчетном счете и в кассе организации, должностные инструкции и т.п. К неосязаемому потенциалу относят техническую, научную, производственную и информационную ауру, созданную работниками во внутренней и внешней среде, в том числе имидж, открытость, честность, надежность и т.п.

Потенциал организации может быть представлен в 10 взаимодополняющих видах: производственный, организационный, экономический, социальный, технологический, психологический, правовой, экологический, этический и политический. Рассмотрим некоторые из них.

Производственный потенциал определяется технологическими возможностями организации по производству продукции. Организационный потенциал связан с возможностью персонала организации реализовать потребности и интересы работников в безопасности, управлении, развитии, стабильности и т.д.

Организационный потенциал связан с возможностью персонала организации реализовывать потребности и интересы работников в организации, безопасности, управлении, стабильности и порядке.

Экономический потенциал определяет наличие или возможность организации функционировать в условиях простого или расширенного дефицита продукции. Это основной потенциал, характеризующий стабильность и ликвидность организации.

Социальный потенциал может рассматриваться, как возможность персонала организации реализовывать потребности и интересы работников в информации, знаниях, труде, самовыражении, общении и отдыхе.

Технологический потенциал определяется возможностью персонала организации достичь результатов, запланированных в бизнес-плане.

Экологический потенциал связан с возможностью персонала организации реализовывать экологические цели организации и общества в целом, а также с реализацией потребности человека в безопасности и здоровье.

Политический потенциал определяется возможностью персонала организации достичь результатов в области удовлетворения потребностей и интересов в вере, патриотизме.

Каждый ресурс организации имеет свои количественные и качественные характеристики: объем, вес, производительность, цену, технический или профессиональный уровень, впечатление, производимое на других участников производственных отношений. Совокупность ключевых характеристик определяет потенциал конкретного ресурса организации. В конкретной деятельности организации важен потенциал не отдельного ресурса, а их совокупности.

Закон синергии гласит, что для любой организации существует такой набор ресурсов, при котором ее потенциал будет либо существенно больше, либо существенно меньше простой суммы потенциалов входящих в нее ресурсов.

Задача руководителя состоит в том, чтобы найти такой набор элементов, при котором синергия носила бы созидательный характер. Повышение общего потенциала организации эквивалентно формальному приобретению новых ресурсов, а понижение общего потенциала – фактическому выводу из процесса производства части ресурсов организации. На формальное приобретение денег тратить не нужно, а фактический вывод – это дополнительные прямые затраты организации.

Методы усиления потенциала организации

Для успешной реализации закона синергии необходимо использовать методы организации и самоорганизации, управления и самоуправления. Среди них «вопросы и ответы», «конференция идей», «метод эвристического прогнозирования».

Метод «вопросов и ответов» наиболее прост в организационном исполнении. Его реализация может быть частично формализована с помощью компьютера путем создания информационной базы вопросов трех уровней:

· вопросы, на которые есть практические ответы и известные конкретные результаты, прошлый опыт;

· вопросы, на которые есть ответы, но мало конкретных результатов или они не подтверждены независимыми источниками;

· вопросы, которые ставятся по новым проблемам, и на них еще нет ответов.

Путем коллективного тренинга по первому и второму уровням вопросов можно прийти к решению и ряда вопросов третьего уровня.

Перспективным является и метод «конференции идей или мозгового штурма», в основе которого лежит стимулирование процесса мышления на уровне сознания. Основные принципы данного метода следующие: число участников от 4 до 12 человек; запрещаются насмешки, критика, в т.ч. и позитивная; для обсуждения формируются 1–2 независимые друг от друга задачи; продолжительность конференции 30–50 минут; ведется запись всех предложений, в т.ч. и абсурдных. Затем через 1–2 недели специалисты организации анализируют все предложения более внимательно. Как правило, ряд предложений оказываются полезными для организации.

Технология данного метода включает следующие этапы:

· тренировка генерации коллективных идей по заранее заданным проблемам;

· изучение возможностей участников тренинга;

· корректировка состава участников генерации идей;

· генерация участниками идей по новым проблемам;

Перейти на страницу номер:
 1  2  3 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту