На выработку миссии влияет целый ряд факторов:
· История организации, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, формировались ее профиль и стиль деятельности, место на рынке;
· Существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;
· Состояние внешней среды фирмы;
· Ресурсы организации и отличительные особенности, которыми обладает организация.
Главная цель организации – миссия – должна переводиться в конкретные цели в тех областях деятельности, от которых зависит ее успех. В конечном счете, цели должны быть доведены до конкретных исполнителей в виде непосредственных производственных задач. Цели становятся инструментом управления, когда они:
· Определены и сформулированы;
· Известны персоналу;
· Приняты работниками управления.
В качестве общего подхода рекомендуется определение целей в следующих ключевых областях:
· Положение на рынке (цели маркетинга);
· Инновации;
· Человеческая организация;
· Финансовые ресурсы;
· Материальные ресурсы;
· Производительность;
· Социальная ответственность;
· Прибыль.
Данный перечень предназначен для предпринимательской деятельности и не является исчерпывающим.
Классификация целей представлена в табл. 4.
Таблица 4. Классификация целей.
Критерий |
Виды целей |
Содержание |
Организационные, экономические, политические, научные, социальные, экологические |
Измеримость |
Количественные, качественные |
Повторяемость |
Постоянные , разовые |
Период установления |
Стратегические, тактические, оперативные |
Иерархия |
Цели организации, структурных подразделений |
Сфера действия |
Маркетинговые, производственные, инновационные, кадровые, административные, финансовые |
Конкретизация |
Неоперациональные, операциональные |
Среда |
Внутренние, внешние |
Приоритетность |
Особо приоритетные, приоритетные, прочие |
Характер |
Коммерческие, некоммерческие |
Достижимость |
Фантастические, реальные |
По уровню |
Общие, специфические |
Стадия жизненного цикла |
Проектирование и создание объекта, рост, зрелость, завершение |
Инструментом, с помощью которого осуществляется систематизация целей системы, является «дерево целей». Поскольку понятия «цель» и «средство» диалектически взаимосвязаны, то для целей верхнего уровня цели нижнего уровня являются средством достижения.
Правила построения дерева целей:
1. Построение начинается с формулировки цели 0-го уровня (миссии);
2. Цели каждого уровня должны быть сопоставимы по масштабу и значению;
3. Формулировка цели должна обеспечить возможность количественной и качественной оценки степени достижения цели, т.е. цели должны быть операциональными, поддаваться преобразованию в конкретные задачи и рабочие задания;
4. Необходимо обеспечить полноту редукции целей (каждая цель данного уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня. Исключение хотя бы одной подцели лишает полноты исходную цель или меняет ее).
Преимуществами метода построения дерева целей являются:
· Возможность объединить планирование и контроль;
· Возможность мотивации сотрудников через раскрытие информации о целях организации;
· Определение области ответственности и круга задач для каждого сотрудника;
· Коллегиальность между руководителями и подчиненными в разработке и постановке целей.[5]
До середины 90-х годов в стране не было ни замороженных блинчиков, ни линий для их производства.Но леность потребителей заставляет производителей продуктов быстрого питания выводить на рынок полностью готовые блюда, в том числе и полностью готовые к употребления, быстрозамороженные блинчики. По оценкам одной из компаний-производителей продуктов быстрого питания «Равиоли», российский рынок блинчиков составляет 3 тыс. тонн в месяц, из них 300 тонн приходится на Петербург, 100 тонн - на Москву.
Эксперты прогнозируют, что рынок готовых к употреблению блинчиков в 2006 году вырастет на 20%.
Рынок блинчиков, по статистике компании «Бизнес Аналитика», довольно монополизирован. По итогам 2004 года, в пятерке лидеров, занимающих 89,6% рынка Москвы, – «Дарья», «Морозко», «Равиоли», «Солим Гарант», «Талосто». На региональном рынке в ведущую пятерку вместо «Солим Гарант» входит новгородский производитель «Корона». Таким образом, одной из главных особенностей российского рынка блинчиков является то, что на нем господствуют столичные производители, в то время как местные производители занимают ничтожно малую нишу на рынке и не пользуются популярностью у потребителя. И, напротив, основная часть потребителей находится в регионах.
Важно отметить и то, что блинчики с мясными начинками традиционно являются самыми популярными у покупателей, а к настоящему моменту цены на мясопродукты выросли в несколько раз. В такой ситуации производители вынуждены выбирать одну из двух стратегий:
Ø не использовать соевый белок при производстве блинчиков, увеличивая цену и теряя значительную часть потребительской аудитории, поскольку объем потребления блинчиков напрямую и в значительной степени зависит от покупательской способности;
Ø использовать соевый белок при производстве, снижая цену и качества продукции.
Исходя из проведенного анализа условий рынка блинчиков можно разработать миссию таким образом, чтобы они способствовали успешной деятельности компании, созданию конкурентных преимуществ и завоеванию приверженности потребителя к новой марке продукта. Исследуемая организация – это небольшое предприятие, специализирующееся на производстве быстрозамороженных блинчиков, полностью готовых к употреблению.
Компания стремится к завоеванию лидерства на региональном рынке Новосибирска и прилежащих областей. Главные ценности: высокое качество и относительно низкие цены, которые достигаются близостью к рынкам сбыта и сырьевым ресурсам.