введение
Роль управления в мире чрезвычайно велика. С его помощью приводится в движение все человечество и огромные массы разнообразных ресурсов. При этом значительная часть населения занята непосредственно в сфере управления (государственного, муниципального, территориального, отраслевого, самостоятельными предприятиями и организациями и т.д.). Именно управление определяет уровень жизни населения в любой стране. «Нет бедных стран – есть страны, плохо управляемые» (П. Друкер).
Процесс управления – это, по существу, борьба с неупорядоченностью. В естественных условиях в системе, предоставленной самой себе, возрастает энтропия. Противостоять нарастанию беспорядка могут только процессы управления. В настоящее время наибольшую важность приобретает управление такими системами, элементом которых являются человеческие ресурсы, - то есть организациями. Этот вид управления выделился в течение прошлого века в отдельную отрасль, называемую «менеджментом».
Целью данной работы является изучение теоретических основ менеджмента и практический анализ системы управления на одном из Новосибирских производственных предприятий. Объектом исследования данной работы является ЗАО «Сектор Т». период деятельности предприятия составляет 7 лет, основной вид деятельности – производство блинчиков быстрой заморозки. Численность персонала предприятия – 80 человек. Чистая прибыль ежемесячно – около 200 тыс. руб.
В ходе данной работы будут рассмотрены следующие проблемы:
- системный подход в управлении;
- целеполагание в управлении;
- анализ внешней и внутренней среды организации;
- природа и состав функций менеджмента;
- организационная структура управления.
1. Системный подход в управлении
1. Система – это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.
2. Система представляет собой определенное множество взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегральными свойствами и закономерностями.[1]
3. Система - это набор объектов, имеющих данные свойства, и набор связей между объектами и их свойствами.
4. Система – это комплекс избирательно-вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношение приобретает характер взаимосодействия компонентов на получение фокусированного полезного результата.[2]
5. Система – это объект, состоящий из элементов, свойства которых не сводятся к свойству самого объекта.
Все приведенные определения отмечают взаимосвязанность элементов системы; целостность и единство этой системы. В одном из определений отмечается наличие цели системы, то есть система создается либо возникает для достижения какого-либо результата. Последнее определение отмечает наиболее интересное свойство любой системы: системе присущи такие свойства, которые не характерны ни одному из ее элементов в отдельности. Это свойство также называют принципом синергии[3].
Существуют различные классификации систем в зависимости от целей исследования.
Для изучения проблем управления экономическими объектами важной является классификация английского кибернетика Стаффорда Бира, которая построена по двум критериям:
1) по степени сложности:
· простые системы – системы, содержащие небольшое количество элементов и небольшое число связей между ними;
· сложные системы – системы, содержащие большое число элементов и большое число связей между ними;
· очень сложные системы – системы настолько сложного вида, что их точно и подробно описать уже нельзя;
2) по характеру поведения:
· детерминированная система – система, в которой составные части взаимодействуют четко определенным образом;
· стохастическая (вероятностная система) система – система, для которой нельзя сделать точного детального предсказания ее поведения.
Помимо приведенных видов систем имеется еще ряд классификационных критериев:
1) по отношению к внешней среде:
· открытые – системы, способные обмениваться со средой массой, энергией и информацией, это системы, которые взаимодействуют с окружающей средой и приспосабливаются к изменениям во внешней среде;
· закрытые – системы, изолированные от внешней среды. Такую изоляцию следует считать условной из-за всеобщей взаимосвязанности процессов природы и общества. Вместе с тем иногда возможно считать, что система настолько мало связана с внешней средой, что этим можно пренебречь;
2) по признаку изменения системы в зависимости от фактора времени:
· статические системы, состояние которых с течением времени остается практически постоянным (например, муниципальный детский сад);
· динамические системы, изменяющие свое состояние во времени;
3) по признаку однородности входящих в систему элементов выделяются:
· гомогенные системы, состоящие из однородных элементов и допускающие взаимозаменяемость;
· гетерогенные системы, состоящие из разнородных элементов и не обладающие свойством взаимозаменяемости;
4) по степени организованности различают:
· хорошо организованные системы – означают возможность определения элементов системы, их взаимосвязей между собой и целями системы;
· плохо организованные (или диффузные системы) системы – характеризуются некоторым набором макропараметров и закономерностей, выявленных не на основе исследования всего объекта, а только по представительной выборке компонентов, характеризующих объект или процесс в целом (например, отражение объектов в виде диффузных систем находит широкое применение при определении численности штатов на предприятиях сферы обслуживания);
· самоорганизующиеся или развивающиеся системы – характеризуются как признаками, характерными для диффузных систем (стохастичностью поведения, нестабильностью отдельных параметров), так и специфическими признаками, основными из которых являются: непредсказуемость поведения, способность адаптироваться к изменяющимся условиям среды, менять структуру, сохраняя при этом свойство целостности; способность противостоять энтропийным тенденциям, формировать возможные варианты поведения и выбирать из них лучший.[4]
1.2. Практическая часть
Производственный процесс на предприятии ЗАО «Сектор Т» представлен в табл. 1.
Таблица 1. Производственный процесс на ЗАО «Сектор Т».
Производственные процессы | |||
основные |
вспомогательные |
обслуживающие | |
1 |
Изготовление начинок |
Хранение |
Уборка помещений |
Производится в отдельном цехе изготовления начинок по собственным рецептам (но некоторые начинки закупаются в готовом виде, например, джемы) |
На предприятии функционирует отдельный цех хранения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, поскольку правильные условия хранения продуктов питания и продуктов быстрой заморозки имеют большую важность, требуют специализированного оборудования. |
Для предприятий, производящих продукты питания, этот вид обслуживающих процессов очень важно, поскольку в этой отрасли ужесточен санитарный контроль | |
2 |
Изготовление тестовых полос и заворачивание блинчиков |
Транспортировка |
Техническое обслуживание оборудования |
Производится на специальном оборудовании в отдельном цехе, контроль за данным процессом осуществляют операторы блинных автоматов. |
Транспортировка также требует особых условий (низкой температуры) и специального оборудования. На предприятии есть небольшой парк необходимых транспортных средств (низкотемпературных рефрижераторов), доставка покупателям (в супермаркеты и магазины) осуществляется предприятием-производителем. |
Неотъемлемый обслуживающий процесс любого производственного предприятия. |